Московский культурный форум-2017 посетили более 30 тысяч гостей
27 марта 2017 14:03:19
Московский культурный форум-2017 прошел в столице с 24 по 26 марта.
Здесь москвичи узнают о последних новостях и ближайших премьерах, общаются с любимыми актерами, режиссерами, художниками, библиотекарями – со всеми теми, кто формирует культурную среду мегаполиса.
«Форум еще не закончился, а его посетило уже более 30 тысяч гостей» – отметил глава Департамента культуры г. Москвы Александр Кибовский, – «все мероприятия форума транслируются он-лайн, а значит число гостей еще больше».
Министр напомнил, что, согласно статистике 1/3 москвичей постоянно посещает культурные учреждения столицы, что отражает большой культурный запрос. В 2016 году их число составило 64 миллиона человек.
Александр Кибовский поздравил своих коллег с Днем работника культуры. Лучшим работникам отрасли были вручены благодарственные грамоты министра культуры, среди них: художественный руководитель «Хора Солистов» Михаил Турецкий, специалист по библиотечно-выставочной работе Центра библиотечной системы СЗАО Дарья Серенко и многие другие. Кстати, у Дарьи Серенко в этот день была свадьба и благодарность за нее получили коллеги, но форум добавил к этому и свое поздравление новобрачной – бурные аплодисменты, от всего сердца.
Никита, Максим, Катерина и другие
На площадке Московского театра «Школа современной пьесы» (художественный руководитель Иосиф Райхельгауз) проходила как раз одна из тех приятных встреч, за которые москвичи успели полюбить форум. Народный артист, профессор (ГИТИС) Александр Галибин (одна из наиболее известных его работ – роль Мастера в сериале В. Бортко «Мастер и Маргарита», по роману М. Булгакова) знакомил публику со своими студентами, которые рассказали о поставленном и сыгранном ими спектакле «Преступление и наказание» по Ф. Достоевскому.
Не раскрывая подробности, скажем, что сцены и зрительного зала в привычном для нас виде, в этом спектакле нет (режиссерами спектакля являются семь студентов, играющих в нём же). Зрителям предстоит ходить по коридорам, лестницам и комнатам вместе с героями этого вечного русского детектива. Устремившись за актерами по одному из маршрутов, можно стать свидетелями домогательств Свидригайлова к Соне (только не надо пытаться защищать Соню или разобраться со Свидригайловым!), вместе с Раскольниковым пойти на преступление (сопровождая его, а не становясь соучастником, разумеется). В спектакле каждый персонаж – Раскольникова, Соню, Лужина и других – играют несколько актеров. Зритель не должен привыкать к какому-либо типажу, например, Раскольникова. Тот, кто придет с топором к процентщице, может выглядеть по разному, в том числе и как… «Да», – согласитесь вы, заглянув в зеркало.
По словам Екатерины Осягиной (у нее роли Сони и Катерины Ивановны), эта школа игры, где идет «разговор напрямую со зрителем», максимально вовлекая зрителя в происходящее.
«Однажды к нам на спектакль пришли крутые пацаны, крепкие такие ребята в кожаных куртках, развязанные, агрессивные. Не скрою, перед спектаклем меня это встревожило», – вспоминает Максим Иванов. По его словам, крутые пацаны, однако, игре актеров не мешали. Их понты и агрессия постепенно куда-то ушли, сменившись угрюмой «роденовской» задумчивостью, внутри которой что-то зрело. «И вот в финале наступило крещендо. Во время диалога Раскольникова и Сони, когда он спрашивает – что Бог для нее делает, а она отвечает, что – все делает… Один из крутых пацанов с чувством воскликнул: «Да ничего он не делает!». Было видно, что парень сильно переживает ситуацию», – отметил Максим.
Но ведь сильное переживание нехарактерно для действительно разочарованного, «потухшего» человека. Быть может за этим возгласом: «Да ничего он не делает!» – скрытая жажда опровержения своим словам? В любом случае, это движение души, а значит про старания молодых актеров можно сказать словами любимой песни: «Все на свете было не зря, не напрасно было…»
Михаил Жванецкий, «Власть имеющий» — если говорить о стихии юмора
Творческую встречу с Михаилом Жванецким анонсировал столичный министр культуры Александр Кибовский. Выразив почтение мэтру он максимально сократил свой конферанс, понимая, что время пошло (выступление Михал Михалыча было регламентировано, всего 30 мин.), так же поступим и мы, сразу перейдя к цитированию мастера вербальных специй: «У нас из пенсии ты можешь заплатить либо за квартиру, либо за лекарства. Либо ты болен и лежишь в своей квартире, либо ты здоров и валяешься на тротуаре…».
«У тебя диабет, тебе нельзя сладкого, оставь эту женщину. Отдай ее вот тому туберкулезнику – это единственное, что ему можно…»
«Я приехал в Одессу – это когда была еще советская власть. Мама вся сидит в этих повестках из воекомата: «Быстрее беги в военкомат». Я побежал, благо он рядом. Военком: «О, явился. А если война, где тебя искать?» Я говорю: «Начинайте, я подъеду».
«Как сказал мой друг: «Там у меня серьезно, а здесь постоянно».
«Как говорят в Одессе: «Пиво всё» – я закончил».
Зрители долго не хотели отпускать Михаила Жванецкого, так что пришлось организаторам немножко расширить регламент, но все хорошее когда-нибудь кончается…
Если человек не идет в библиотеку, библиотека едет к человеку
По словам Александра Кибовского, Сегодня в Москве действует 1600 библиотек. В это число вошли и 11 библиотек Троицкого и Новомосковского административных округов, объединенных в «Центральную библиотечную систему «Новомосковская».
Как известно, особенностью ТиНАО являются обширные пространства и достаточно большая удаленность социально-культурных объектов.
«Учитывая большие расстояния, становящиеся порой серьезным барьером для посещения библиотек в Новой Москве, мы стараемся компенсировать это за счет мобильных библиотек», – рассказывает библиотекарь Лариса Нам, – «Мобильна библиотека – это микроавтобус и бригада из двух человек – водителя и библиотекаря. В каждом районе мы используем одну и ту же площадку в одно и то же время, так что жители уже заранее знают куда и когда мы подъедем. В микроавтобусе обычно около 2500 книг, 100-150 из них по заказу. Наибольшей популярностью пользуются детские книги, книги для молодых мам и классика. Книга выдается сроком на месяц».
По словам Ларисы Нам, большинство учреждений культуры сосредоточено в историческом городе, поэтому библиотеки в Новой Москве востребованы гораздо в большей степени, особенно в удобном для жителей мобильном формате».
«В ближайшее время мы планируем открыть библиотечный отдел в новом торговом центре «Новомосковском». Вначале он будет работать по выходным дням, как пункт выдачи заказанных читателями книг», – рассказала замдиректора Централизованной библиотечной системы «Новомосковская» Ольга Данченко, – «В дальнейшем, с учетом пожеланий читателей, оптимизируем режим работы пункта».
Куклы – живые!
«Если кукла не играет в спектаклях, то она умирает, через два года рассыпается, разваливается», – рассказывает актер Московского детского Сказочного театра Антон Студенков, – «И наоборот, активно задействованная в репертуаре театра, она живет полной жизнью, а точнее одной жизнью с актером, часто становясь на него похожей. Наш руководитель Михаил Николаевич Миленин много лет работал с одной куклой, со временем он сам стал немного походить на куклу, а его кукла стала все больше походить на него – вместе с ним старела, лысела».
«Иногда это пугает, когда осознаешь, что неодушевленное существо подает признаки своей, какой-то непонятной нам таинственной жизни. Это актер вкладывает в куклу душу и она живет в ней уже своей жизнью», – считает Антон, – «Иногда вечером, после спектакля, вешаешь куклу и уходишь домой, а утром приходишь… Две или три куклы поменялись местами. Начинаешь выяснять, кто заходил, кто брал кукол и выясняешь, – никого не было…А было и так: вечером оставил кукол, в том числе одну новую, дорогую и очень красивую куклу. Утром пришел – новая кукла валяется на полу с разбитой головой, а сверху. Как бы зависает над ней другая кукла с какой-то злорадной улыбкой».
«Куклы живые», – убежден Антон Студенков и в этом с ним полностью согласен его коллега Андрей Рус.
«Именно поэтому, у нас не принято брать кукол за лицо, ведь с людьми так не принято обращаться, вот и с куклами тоже – они живые», – говорит Андрей.
И Ленин такой молодой!
Феерическая музыкальная одиссея, проведенная в бешеном темпе – григорианский хорал, оперетта, итальянская классика, лучшие советские хиты – все это неподражаемый «Хор солистов» с художественным руководителем Михаилом Турецким.
Лирический Баритон Бориса Горячева загипнотизировал публику, особенно женщин конечно, а мужское сопрано Миши Кузнецова – закройте глаза и скажите, что это не Монсерат Кабалье или Мария Каллас! О каждом участнике хора можно говорить бесконечно – уникальные, драгоценные голоса!
И еще одно открытие. Кто бы мог подумать, что старая вещь Пахмутовой эпохи позднего брежневизма, со словами «И Ленин такой молодой и юный Октябрь впереди…» может так ошеломляюще прогреметь, пронестись как вихрь. Хор Турецкого открыл эту песню. Признаем честно – никто, никогда её так не пел. И песня открылась совершенно по-новому.
Стоит ли говорить, что под конец программы, весь зал превратился в Хор Турецкого, худрук дирижировал, солисты подпевали, а зал – пел. У всех шампанское настроение, впечатлений хватит до следующего московского культурного форума – 2018.
При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Национальным благотворительным фондом.
Сергей Коршунов