В Берлине прошли празднества по случаю Дня единства: о службе в «оккупированной» Германии вспоминают бывшие советские военнослужащие

Фото: Reuters

04 октября 2018 13:37:59

3039

Торжества по случаю 28-го ежегодного Дня германского единства состоялись в немецкой столице. В мероприятиях приняли участие федеральный президент Франк-Вальтер Штайнмайер, канцлер ФРГ Ангела Меркель. Пока в Германии под грохот открывающегося шампанского и салютов праздновали знаменательную дату, бывший военнослужащий советской Западной Группы войск (ЗГВ) поделился с «Гражданскими силами.ру» своими воспоминаниями о тех эпохальных событиях.

Объединение Германии или восстановление единства Германии (нем. Herstellung der Einheit Deutschlands) состоялось 3 октября 1990 года в связи с вхождением ГДР и Западного Берлина в состав ФРГ.

12 сентября того же года канцлер ФРГ Гельмут Коль и президент СССР Михаил Горбачев подписали договор, регламентирующий пребывание и вывод советских «оккупационных» войск. Документ предусматривал, что все советские войска, дислоцированные на территории Германии, должны были покинуть ее с конца 1990 по 1994 гг.

После окончания Второй мировой войны Германия в соответствии с Декларацией о поражении Германии была разделена на четыре зоны оккупации: советскую, американскую, английскую и французскую. К семидесятым годам прошлого века советская группировка являлась наиболее мощным и боеспособным объединением Вооруженных сил СССР, которому отводилась ключевая роль в случае потенциального конфликта на европейском театре военных действий. 31 августа 1994 года в Берлине прошла торжественная церемония вывода российских войск с территории бывшей ГДР. В Россию из Германии вернулось почти полмиллиона военнослужащих и около десяти тысяч танков. Историческое событие было отпраздновано прощальным парадом перед монументом советскому воину-освободителю в Трептов-парке в Берлине, на котором присутствовали президент России Борис Ельцин и канцлер Германии Гельмут Коль.

«Что запомнилось нам, военнослужащим, больше всего, так это то, что примерно за полгода до воссоединения двух Германий, летом 1990 года, советским военнослужащим, дислоцированным в ГДР стали выдавать денежное пособие в западногерманских марках, причем по курсу один к одному к восточногерманским «фантикам». Наша рота связи располагалась в пригороде г. Намбурга. Жили мы в казармах, построенных еще в годы Первой мировой войны при кайзере. Так вот, накануне воссоединения всех нас ждал сюрприз в виде перевода на западногерманскую валюту. Хотя формально ГДР еще продолжал существовать. Если восточногерманские марки шли по цене 30 копеек за рубль, то когда военные стали получать в западногерманских, то это все равно, что мы проснулись в наших казармах миллионерами. По всей видимости, это было соглашение между Москвой и Бонном в виде «отступных» за то, чтобы ГДР отпустили из советского блока. Тут же расцвела торговля, открылись рынки. Офицеры и местные жители пересели с пластмассовых «мыльниц» Трабант на крутые BMW. Советские солдаты бросились скупать электронику, спортивные костюмы Адидас, кроссовки. Вместе со свободой пришло и изобилие. Отношение местных жителей к «советским оккупантам» в целом было хорошим: однажды в летний зной пришлось по шоссе пешком идти в часть, остановился пожилой немец, угостил бутылкой воды. А немецкая молодежь иногда смотрела косо, особенно если идешь в город в советской «оккупантской» военной форме. Впрочем, и наши солдаты иногда давали повод для недовольства, особенно если БТР или танк случайно задевали легковушки местных жителей, следуя по шоссе. Был случай, когда танк из нашей части снес чуть не пол частного дома. Была еще одна история, когда вместе с однополчанами мы решили отведать меда на местной пасеке. Огромное гречишное поле, кусты высотой в рост человека, казалось бы, служили хорошей маскировкой, но немецкие хозяева тут же пустили собак, примчались на мотоцикле. Поскольку до ульев мы добраться так и не успели, то серьезного продолжения эта история не получила. Иначе бы солдат, любителей полакомиться медом, ждали серьезные дисциплинарные взыскания. В целом служба в ГДР считалась более престижной, чем тянуть лямку где-то в тайге. Телевизоры ловили западные программы, офицер за 1 марку подпольно крутил кассеты с запретным порно и прочими буржуазными блокбастерами для солдат», – рассказал «Гражданским силам.ру» сержант Западной группы войск в Германии Алексей Смирнов.

Завесу над тем, откуда на «оккупантов», покидающих Германию, пролился золотой дождь, в свое время приподнял бывший Чрезвычайный и полномочный посол СССР в ФРГ В.М. Фалин. По его словам, изначально на переговорах Бонна с Кремлем в виде «отступных» за право ГДР присоединиться к Западной Германии называлась цифра в 124 млрд марок. В итоге сошлись на куда более скромной сумме в 4,5 млрд. И это при том, что одно лишь имущество ЗГВ, оставленное на территории Восточной Германии, измерялось десятками тысяч миллиардов марок.

Примечательно, что Горбачеву пришлось немало потрудиться, чтобы убедить Маргарет Тэтчер и президента Франции (страны которых в свое время стали объектами германской агрессии) дать согласие на воссоединение Германии. Из лагеря бывших союзников по антигитлеровской коалиции в деле воссоединения Германии Москву тогда безоговорочно поддержал лишь Вашингтон.

Сергей Путилов
Теги: ФРГ, ГДР, ЗГВ, СССР