Без царя в голове: ученые исследовали психику атеистов

Фото: © AP Photo / Andrew Medichini

29 мая 2019 09:39:24

7800

«Если Бога нет, то все позволено», – говорит Достоевский устами Ивана Карамазова. Английские ученые опубликовали исследование, выводы которого, по их мнению, опровергают тезис великого писателя. Среди безбожников, в не меньшей мере, чем среди верующих распространены этические и семейные ценности, патриотизм, понимание значимости свободы. Соответствующий доклад был представлен на заседании Папского совета по культуре в Ватикане, а полная версия их отчета опубликована на сайте университета Кента

Однако россиянам, семь десятков лет прожившим в атеистическом государстве и не понадобилось бы прибегать к помощи религиоведов, социологов и психологов, для того чтобы составить представление об особенностях системы, в которой нет места Богу. Для этого нынешнему поколению достаточно поговорить со своими бабушками и дедушками. Нетрудно убедиться, что нравы их, что бы ни утверждал Достоевский, не так уж и плохи. Напротив, как правило, это заботливые, чуткие люди, а вовсе не аморальные чудовища. Вместе с тем, именно господствовавшая в те времена безбожная идеология привела к невиданным в истории страны тяжелейшим репрессиям. Так кто же прав – английские исследователи или великий русский писатель?

«Наши наблюдения напрямую противоречат общепринятым штампам. К примеру, люди считают, что у атеистов нет объективной морали и цели в жизни, но при этом они очень заносчивы и имеют совсем другой набор ценностей по сравнению с верующими. Все эти стереотипы оказались ложными», — рассказывает Джонатан Ланмэн (Jonathan Lanman) из университета Квинс в Белфасте (Великобритания).

Исследователь считает недоверие верующих к людям, отвергающим богов, пережитком прошлого, дескать в древние времена поклонники культов инстинктивно испытывали недоверие к богоборцам, поскольку религия являлась стержнем морали. Соответственно, человек, свергающий божество с пьедестала, тем самым считает себя не связанным с этическими и нравственными нормами, то есть может в любой момент обмануть, нарушить клятву, убить. Исследование английских ученых претендует на то, чтобы опровергнуть этот стереотип.

«Типичный набор высших персональных и социальных ценностей оказался примерно одинаковым и для верующих, и для неверующих людей. На первом месте у всех них стояла «семья» или «свобода», а затем следовали такие концепции, как дружба, природа, сочувствие, позитивное мышление или равноправие», – отмечается в докладе. Ланмэн называет это открытие «радостной новостью», поскольку, как выяснилось, «одна из самых больших психологических пропастей в жизни человека оказалась на самом деле не такой широкой, как мы считали раньше».

Не будем забывать, что исследование английских ученых проводилось в 21 веке, а не, допустим, во времена неандертальцев или даже гомеровской троянской войны, когда господствовала пресловутая «готтенготская этика». То есть, если я украл корову, это – добро, а если у меня украли корову – то это зло. Исследование проводится с высоты колоссального прогресса, достигнутого человечеством за тысячелетия, минувшие с тех времен. Любой современный, даже самый закоренелый атеист является продуктом нравственного и этического воспитания, удобренного религией на протяжении многих поколений. Неважно, о какой части планеты идет речь. На сегодняшний день до 80% жителей Земли принадлежат к основным мировым религиям – христианству, исламу, буддизму. Эти религии, несмотря на различия, исповедуют общие ценности. Так что удивляться тому, что даже те оставшиеся 20%, которые отвергают религию, в действительности еще с кровью матери вобрали тот огромный опыт, который был накоплен их культурой и государственностью, не приходится. Наконец, не будем сбрасывать со счетов то обстоятельство, что человеческая цивилизация самим своим появлением обязана религии. Первые величественные сооружения, которые были воздвигнуты на нашей планете, являлись культовыми – храмы, статуи богов, пирамиды Египта, зиккураты Вавилона и буддистские ступы. Так что бахвалиться какой-то особой «атеистической нравственностью» современным людям, отрицающим существование высшего разума, не приходится. Все лучшее, что в них заложено, и перечисляется в исследовании – понятия о дружбе, привязанность к семье, чувство справедливости и даже свободы является продуктом религиозного воспитания их предков. Если оторвать современного атеиста от его правоверных прародителей, то получится либо маньяк, либо людоед. За примерами людоедских идеологий, отринувших Бога, ходить далеко не надо – германский нацизм, советский безбожный строй, режим красных кхмеров, китайский коммунизм. Весь путь этих воинственных атеистических режимов был отмечен колоссальными жертвами, усеян костьми миллионов людей. Когда говорят о некоей «нравственности», процветавшей в СССР, не будем забывать о том, что сама советская государственность, объявившая человека единственным Богом на Земле, возникла из пожара братоубийственной Гражданской войны. «Нравственность» сталинской поры позволяла соседям спокойно стучать друг на друга и требовать смерти «врагам народа». Уничтожение религии обернулось полной потерей нравственных ориентиров, безнадегой и повальным пьянством. Люди подсознательно тянулись к Богу с целью найти выход из этого тупика. Безбожный советский режим рухнул не только под гнетом гонки вооружений и экономических провалов, но и по причине полного нравственного вырождения. Так что сказки про возможность полноценной жизни и системы ценностей без Бога английские ученые пусть рассказывают где-нибудь в другом месте кроме России.

«В Европе, где английские ученые проводили свои исследования, живут не плохие люди. При этом во все возрастающем количестве они отказываются от религиозных ценностей, предпочитая «свободу», в том числе свободу от семьи, от ответственности за других. Но даже если оставить за скобками вопросы о поиске Бога, то такие люди рано или поздно под действием собственного эгоизма оказываются в одиночестве. Именно поэтому в той же Скандинавии, где храмы пустеют один за другим, ширится череда самоубийств. Депрессия названа психологами «чумой двадцать первого века». Для человека верующего такой проблемы нет. Но для того, кто отвергает связь с Богом или свои нравственные обязательства перед другими, не желает брать ответственность за ближних, в итоге лишается опоры как в этой, так и последующей жизни, его земное существование часто теряет смысл. Попытки заменить пустоту внутри Интернетом, компьютерными играми, алкоголем или наркотиками не могут служить достойной заменой вере», – сказал «Гражданским силам.ру» преподаватель Славянской и Балтийской экуменической семинарии св.Креста Николай Олизаревич.

Сергей Путилов
Теги: религия, Бог, депрессия, атеизм