Избирательный процесс - 2014: теория и практика
06 июня 2014 22:24:51
В сентябре 2014 года в России пройдут самые масштабные выборы, в ходе которых будут выбраны губернаторы ряда регионов, депутаты законодательных собраний как регионального, так и муниципального уровней.
Кроме того, недавно были внесены серьезные изменения в Российское избирательное законодательство, которые вызвали много вопросов как среди возможных кандидатов в органы власти, так и среди других участников избирательного процесса.
Для того чтобы обсудить вопросы грандиозного выборного процесса, который ждет страны в сентябре этого года в Центральной избирательной комиссии РФ прошло заседание Экспертной группы при Председателе ЦИК РФ.
В действительности, подготовка к выборам в сентябре 2014 года будет нелегкой, как для политических партий, так и для представителей избирательных комиссий всех уровней. Предстоит масштабная работа по составлению списков кандидатов, их регистрации, ведению агитационной кампании, юридического сопровождения кампании и по работе с избирателями. Более того, весь этот процесс осложняется внесенными изменениями в российское избирательное законодательство и масштабом предстоящих выборных кампаний.
В частности, последние изменения, которые будут иметь значения для участников предвыборной гонки, были внесены только 4 июня. Об этом на заседании экспертной группы сообщил Председатель ЦИКа Владимир Чуров. По его словам, все последующие поправки, которые могут быть внесены в законодательство непосредственно во время проведения избирательной кампании, не будут действительны по отношению к выборам 14 сентября 2014 года.
В ходе своего выступления, Владимир Чуров сделал особый акцент на организации избирательного процесса, который требует особого внимания как со стороны российских политических партий, так и со стороны избирательных комиссий. В частности, следует обратить внимание на юридические аспекты организации данного процесса.
В частности, как заявил В. Чуров, в рамках предстоящей кампании будет особое внимание уделяться формированию избирательных фондов участников выборов. Такие меры предпринимаются в качестве гаранта обеспечения действительно честной и конкурентной борьбы, а также с целью противодействия коррупции.
Стоит также отметить, что предстоящий избирательный цикл характеризуется не только проведением выборов во все уровни власти, но и количеством политических партий, которые имеют права принимать в них участие. В частности, из 77 зарегистрированных на территории России политический партий, 68 могут подать заявки на участие в выборах.
Таким образом, указанные особенности предстоящего избирательного процесса ставят перед избирательными комиссиям и политическими партиями задачи, решить которые можно лишь в случае совместной и плодотворной работы.
Нельзя не упомянуть о том факте, что число избирателей в России с 2014 года увеличилось в связи с вхождением Республики Крым и Севастополя в состав страны. Естественно, что это обстоятельство также обязывает решать определенные проблемы, связанные с формированием списков избирателей, а также организацией работы избирательных комиссий республики. В частности, по заявлению заместителя Председателя ЦИКа Леонида Ивлева, к 18 июня на территории Крыма будет сформировано 27 территориальных избирательных комиссий, соответствующих всем стандартам, прописанным в российском законодательстве.
Тем не менее, предстоит много работы по формирования списков избирателей. Дело в том, что списки, созданные для проведения референдума о самоопределении Крыма нельзя применять в последующей избирательной практике по причине того, что в них не включены офицеры Черноморского флота и члены их семей.
Более того, по словам Л. Ивлева, необходимо организовать обучение членов крымских избирательных комиссий, которые ранее работали в условиях законодательства Украины, согласно которому, избирательная комиссия не являлась постоянным органом, а формировалась лишь на период выборов для принятия одномоментного решения о составе представительных органов по рекомендации главы города. Отдельно стоит подчеркнуть, что главы городов назначались по указу президента. Таким образом, то, что сейчас происходит в крымской избирательной системе - это революция как в сознании избирателей, так и сознании сотрудников избиркомов,- заявил заместитель председателя ЦИК РФ.
Что касается правовых аспектов в вопросах о гражданстве жителей Крыма и Севастополя, после включения данных территорий в состав России, все граждане официально признаны россиянами, за исключением тех, кто отказалась от этого статуса. Поэтому, отсутствие паспорта не должно стать основанием для нарушения конституционных прав населения Крыма избирать и быть избранным, сообщил Леонид Ивлев.
Если говорить о работе избирательных комиссий в общероссийском масштабе, то на данный момент в России насчитывается более 92 тысяч территориальных избиркомов в которых трудится около миллиона работников. Об этом на заседании экспертной группы сообщила член Центральной избирательной комиссии Майя Гришина.
Кроме того, М. Гришина сообщила, что в преддверии предстоящего избирательного процесса, ЦИК проводит колоссальную работу по повышению квалификации членов избирательных комиссий. Обучение работников избиркомов всем новациям, появившимся в законодательстве, в частности это касается вопросов организации досрочного голосования, необходимо, чтобы сентябрьские выборы прошли в соответствие со всеми демократическими принципами и требованиями современных политических реалий.
Для обеспечения стабильной работы комиссий, в России существуют обширный резерв кадров, который, хотя и не перекрывает полностью весь состав избиркомов, тем не менее, способен гарантировать постоянную деятельность избирательных комиссий, что весьма важно, особенно в условиях проведения столь масштабной кампании,- сообщила член ЦИКа.
Для того, чтобы выборы 2014 года были честными, конкурентноспособными, а главное эффективными, необходимо, чтобы все участники избирательного процесса осознавали свою ответственность, прежде всего перед каждым гражданином Российской Федерации, а также понимали всю важность таких выборов для стабильного и здорового развития российской государственности.
Анна Левашкина