Эдуард Лимонов шокировал публику своим происхождением
11 декабря 2017 09:55:42
Литературную гостиную Московского дома книги субботним вечером навестил известный писатель, поэт, публицист, политик Эдуард Лимонов, презентовавший свою новую книгу «Седого графа сын побочный» (книга документальная, не художественная, расследование собственной родословной).
Народу, особенно молодежи, в гостиной собралось больше обычного, что и понятно.
Лимонов никогда не баловал поклонников подробностями своей биографии, наверное, потому что и сам не часто заглядывал в прошлое. А началось всё вот с чего…
Однажды на Пасху в тюрьме, это был Саратовский централ, к Эдуарду подошел матёрый зэк с подносом свежей выпечки и сказал: «Барин, булочки будете?» «Какой я тебе барин!», – удивился Лимонов.
Однако было в этом случайно обороненном слове «барин» что-то мистическое. Эдуард вспоминал этот случай, всякий раз, когда вглядывался в фотографии отца и других родственников, пока, наконец, не решил, прямо выяснить свое происхождение. Начал с ЗАГСа в городе Бобров. А дальше Лимонову повезло – человек имеющий возможность работать с архивами знал писателя и помог в поисках. Результаты были ошеломляющие. Среди предков Эдуарда Лимонова оказались: тайный советник, губернаторы, Фрейлины Её Императорского Величества, кавалергарды, осетин, служивший казацким сотником и простые дворовые люди, крестьяне.
По словам Эдуарда Лимонова, началось все с того, что дворянин, Тайный Советник, корнет Кавалергардского полка Александр Иванович Звегинцев согрешил с дворовой девкой, солдаткой Варварой.
«Так что народ в мою родословную тоже уверенно затесался. А то было бы грустно», – с большим удовлетворением отметил писатель.
Незаконнорожденный дед писателя получил фамилию Савенко. Муж Варвары – Иван Прокофьевич Савенко был не отцом, а крёстным деда, давшим ему свою фамилию. Эту фамилию и носил с детства тот, кого мы все знаем по псевдониму Лимонов.
Касаясь периода своей жизни во Франции, в Париже, писатель вспомнил бытовавшую среди его друзей (членов Vigilantes de Saint Juste) традицию. Каждый год собираться 21 января на углу между Сеной и садом Тюэльри – в том месте, где около 200 лет назад была гильотина, срубившая голову королю Людовику XVI. День декапитации короля праздновали распитием вина, а на закуску была фаршированная голова свиньи. Кто-то, на аккордеоне играл Марсельезу. Все праздновали гибель тирана.
«Всю жизнь я был и остаюсь человеком «левых» взглядов, «красным», – поделился своим переживанием Лимонов, – «И вот, когда мне уже за семьдесят лет, узнаю, что среди моих предков сплошные белогвардейцы».
По словам писателя, один из его дядей возглавил белое движение в Мурманске. Еще одна родственница, Наталья Ивановна Звегинцева, была богата и родовита, могла бы безбедно окончить свои дни где-нибудь в Париже. Но предпочла быть сестрой милосердия на фронте, два раза переболела тифом, заразившись от раненых. И в гражданскую войну не стала спасать свою жизнь в эмиграции, а отправилась в Крым, причем настояла на своей работе не в госпитале, в тылу, а на передовой. В 1920 году Фрейлина Её Императорского Величества Наталья Звегинцева погибла от пули в живот, выпущенной каким-то красноармейцем.
Впрочем, своими «красными» родственниками, служившими в войсках НКВД и СМЕРШе, Эдуард Вениаминович гордится не перестал. Они ему одинаково дороги – и «красные», и «белые». Изучая свое родовое древо, писатель познает Россию.
Встреча в Литературной гостиной традиционно закончилась автограф-сессией.
Сергей Коршунов