Клинический психолог Валерий Ивановский рассказал, как не стать жертвой телефонных мошенников
10 марта 2023 14:55:00
В Главном управлении региональной безопасности Московской области сообщили, что только с начала текущего года в регионе зафиксировано 350 фактов телефонного мошенничества, приведших к нанесению ущерба гражданам
Клинический психолог, основатель академии «ТРИЭТТА» Валерий Ивановский дал несколько советов, как не стать жертвой мошенников и не позволить им манипулировать вашим поведением. По словам специалиста, в период нестабильности активность мошенников может возрастать, ведь окружающая нестабильность порождает у многих неуверенность в правильности своего поведения и тревогу, которой и пользуются злоумышленники. Ивановский обратил внимание на то, что СМИ в основном рассказывают о случаях, когда преступникам удалось обмануть жертву, что создаёт у других людей иллюзию о высокой результативности мошеннических схем. Психолог призвал больше рассказывать о самих схемах и о том, каким образом злоумышленники пытаются обманывать своих жертв, а также подчеркнул, что миф о всемогуществе мошенников не имеет ничего общего с реальностью, а большинству из тех, кого они пытаются обмануть, удаётся защитить свои сбережения и не поддаться на уловки преступников.
Валерий Ивановский объяснил, что звонок мошенника, который представляется полицейским, сотрудником банка или кем-то ещё, является непривычной для нас ситуацией, поэтому человек начинает чувствовать себя неуверенно и испытывать тревогу за себя и близких. Этим состоянием неуверенности и пользуются мошенники, которые начинают манипулировать нашим поведением, чтобы достичь своих целей. Также они активно используют персональные данные, добытые в интернете, чтобы войти в доверие потенциальной жертвы. Если собеседник называет наши ФИО, дату рождения и какие-то факты из жизни, это позволяет преступнику войти с нами в контакт, после чего он начинает эксплуатировать наше чувство неуверенности и тревоги. Оказываясь в экстремальной ситуации, мы начинаем реагировать на происходящее не рационально, а скорее рефлекторно. Управление нашим поведением переходит из сознательной в аффективно-волевую сферу. Чтобы избежать такого развития событий, Ивановский советует, в первую очередь, заранее ознакомиться с информацией о наиболее распространённых схемах телефонных мошенников и способах, с помощью которых они пытаются выманить накопления граждан. Если мы ознакомимся с такой информацией, то звонок мошенника, действующего по похожей схеме, уже не станет для нас неожиданностью.
Также психолог рекомендует при любом звонке с незнакомого номера сразу задуматься о том, зачем и с какими намерениями нам могут звонить. Эти размышления запускают механизм анализа происходящего, который позволит более осмысленно воспринимать слова собеседника и вовремя выявить признаки манипуляции. Наконец, основатель академии «ТРИЭТТА» посоветовал при наличии подозрений, что вас пытаются обмануть, сказать «у меня складывается впечатление, что вы мной манипулируете». Эта фраза, с большой вероятностью, разрушит схему словесной атаки мошенника или создаст паузу в разговоре, которая позволит вам обдумать происходящее. После этого злоумышленник может не удержаться от грубости или начать слишком усердно убеждать вас в чистоте своих намерений, чем выдаст себя. Эти несложные действия могут уберечь многих потенциальных жертв мошенников от неприятностей и потери своих сбережений.