Музей им. А.С.Пушкина объявил сбор средств для приобретения древнеегипетского магического жезла

Фото: avangard77.ru

21 мая 2018 19:17:05

3612

«Подари музею уникальный экспонат!» — под таким девизом Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина объявил на своем сайте о сборе пожертвований на приобретение магического жезла эпохи Среднего царства (XIX-XVIII в. до н. э.) из коллекции Кирилла Данелии.

Требуется собрать 6 млн рублей, сообщает Интерфакс-Россия со ссылкой на пресс-службу музея.

На сегодняшний день в мировых музейных и частных собраниях хранится всего 240 жезлов и их фрагментов. Большинство из них выполнено в технике гравировки и только около десяти покрыты барельефными изображениями. К числу последних принадлежит и жезл, выполненный из клыка гиппопотама, находящийся сейчас в частном собрании коллекционера антиквариата Кирилла Данелии. В его коллекцию уникальный артефакт попал еще в 2010 году. Жезл, служивший жрецам древнего Египта для ограждения от злых сил, защиты от укусов ядовитых змей и насекомых. Произведение искусства украшают фигуры быка, леопарда с головой осла, стоящей мартышки и павиана с поднятыми лапами.

В музее отмечают, что приобретение станет одним из уникальных экспонатов, пополнивших коллекцию Древнего Египта за последние сто лет.

Считается что изобретателем жезла был Сатни-Хемуас, великий маг древности, сын фараона. Он славился своей ученостью, знал тайные науки, умел произносить могущественные заклинания, ибо являлся мудрым писцом и великим чародеем. Равных ему не было во всей стране. Костяной жезл в форме полумесяца хранился в специальном ларце и применялся при проведении магических ритуалов. То обстоятельство, что до нас дошли жезлы с обломанными или сильно сточенными краями, по мнению исследователей, может говорить, что жезлом пользовались для того, чтобы рисовать на земле или на полу защитный магический круг. Древнеегипетское словосочетание са хэру («защита дня», то есть защита на целый день), начертанное на многих жезлах, указывает на его функцию защищать своего хозяина. Также его могли использовать для защиты от змей, очертив окружность вокруг спальни. Согласно древним верованиям, в момент сна человек становится особенно уязвим не только для физических напастей, но и в плане безопасности души. Уязвимыми для атак демонов также  считались тяжелобольные, беременные женщины и роженицы, новорожденные дети и младенцы. Вероятно, рисование магического круга сопровождалось чтением специальных заклинаний.

«Нередко считается, что религия древних египтян была сугубо магической. То есть, чтобы избавиться от различных напастей требовались амулеты, магические жезлы, специальные заговоры. Но вместе с тем, эта цивилизация, насчитывающая не одно тысячелетие, достигла и значительного духовного прогресса. Так, много отголосков древнеегипетской религии можно найти в Библии. В одном из сказаний об изобретателе жезла, маге и чародее Сатни-Хемуасе повествует история о том, как его сын Са-Осирис, показал ему загробную жизнь бедняка и богача. Те, кто собирал себе богатства в земной жизни, не заботясь о бедняках и своей душе были обречены на вечные муки. Над ними весели кувшины с водой, хлеб, и прочие яства. Но несчастные, изнывающие от голода и жажды, не могли до них дотянуться, поскольку другие люди в это время рыли у них под ногами ямы, чтобы те не смогли дотянуться до воды и еды. В другом зале Сатних-Хемуас заметил человека благородного облика, облаченного в одеяния из тончайшего полотна. Он стоял на одном из самых почётных мест близ владыки мёртвых. Это был бедняк, лишенный всего в его земной жизни. Подобная история, практически полностью пересказывается в евангельской притче о богаче и Лазаре. И это лишь один из многих эпизодов, свидетельствующих о безусловном влиянии религии Древнего Египта на христианство»,— сказал «Гражданским силам.ру» преподаватель Славянской и Балтийской экуменической семинарии св.Креста Николай Олизаревич.

Сергей Путилов
Теги: ГМИИ им. А.С.Пушкина, жезл, Египет