Почти четверть россиян с пониманием относятся к уклонению от призыва в армию

Фото: baikal-media.ru

16 апреля 2018 21:34:50

4776

В разгар призывной кампании, пришедшей на обострение ситуации в Сирии и отношений с Западом, ВЦИОМ провел опрос населения об отношении к тем, кто не желает отдавать свой долг родине.

Выяснилось, что более трети россиян (35%) с осуждением относятся к тем, кто уклоняется от службы по призыву. Однако, с пониманием к уклонистам при этом относятся 24% респондентов. Таким образом,  сторонников и противников призыва разделяют не столь уж большие проценты. При этом важно учитывать, что осуждающих куда больше среди респондентов в возрасте 60 лет и старше (46%), а разделяющих чувства уклонистов  оказалось больше среди москвичей и петербуржцев (35%) и молодежи от 18 до 24 лет (27%). 

Разница в восприятии службы в армии среди разных поколений — дело обычное. Также как и жители нашей страны, американцы во время войны во Вьетнаме разделились на взрослых патриотов  и пацифствующую молодежь. Это была эпоха хиппи. Именно тогда, глашатаи патлатого поколения шестидесятников, группа Country Joe McDonald обращались к своей аудитории со сцены фестиваля в Вудстоке (1969г.) с ироническими словами:

Ну давайте, матери всей страны,

Гоните ваших мальчиков во Вьетнам.

Давайте, отцы, не сомневайтесь,

Отправляйте их, поскорее.

Будьте первыми в вашем квартале,

Чтобы ваш сын приехал первым домой в гробу.

Причиной поражения США во Вьетнаме послужил призывной принцип набора в армию. Необученные, лишенные мотивации бывшие студенты, рабочие и дети фермеров, заброшенные по воле командования в болота Юго-Восточной Азии оказались слабо восприимчивы к лозунгам борьбы с «мировым коммунизмом» и «красной заразой». Уклонение от службы в армии приобрело массовый размах. Дети добропорядочных американцев бежали из дома, перебирались в соседнюю Канаду и Мексику, лишь бы не стать пушечным мясом. Антивоенное движение, охватило миллионы жителей США. В итоге в Пентагоне было принято решение о переходе на профессиональную армию. Именно по  итогам вьетнамского фиаско вооруженные силы США сейчас комплектуются на добровольной основе. Это профессиональная армия, где военнослужащие получают неплохую зарплату и множество льгот.

У нас телодвижения в эту сторону, немыслимые в советское время, наметились после тяжелых в моральном и материальном отношении войн в Чечне. Первую из которых Россия проиграла. Разговоры о переводе российской армии на профессиональную основу велись еще в 1990-х годах. Об этом неоднократно говорили политики как государственнического, так и оппозиционного толка. В мае 1996 года Борис Ельцин подписал указ №722 «О переходе к комплектованию должностей рядового и сержантского состава Вооруженных сил и других войск Российской Федерации на профессиональной основе». Окружение Ельцина чутко уловило общественный запрос на отмену призыва на фоне войны в Чечне. Предполагалось, что перевод армии на профессиональную основу произойдет к 2000 году, однако этого не случилось ни тогда, ни в последующее десятилетие, несмотря на эпизодические заявления властей о существовании подобных планов. Одной из причин сохранения призывной системы стала победоносная вторая чеченская кампания. И бедность казны.

В 2013 году министр обороны Сергей Шойгу заявил, что российская армия никогда не будет полностью формироваться на контрактной основе. Говорить о переходе на добровольные принципы формирования армии оказалось куда менее уместным и в последующие годы, когда геополитические амбиции Кремля распростерлись далеко за пределы страны. Сейчас, в эпоху нового глобального противостояния любой призыв к отказу от призывной системы и вовсе звучит как предательство. Служить должны все, тем более, что страна отовсюду окружена врагами. Теперь, отдавая долг родине, молодой призывник должен быть заранее готов к отправке в любую точку планеты. Куда пошлют. Но насколько, как взрослые россияне, отправляющие своих чад в армию, так и сами призывники готовы к такому повороту? Одно дело оттарабанить год где-то в родной державе, другое — отправиться за пустыни и моря служить, а то и рисковать жизнью. Скрипя сердцем практически каждый призывник безусловно готов еще протянуть лямку в какой-нибудь родном Мухосранске. Но вот когда ты защищаешь не родные рубежи, а интересны непонятного режима Асада, при этом в тебя еще и стреляют, невольно задумаешься. Понятно, что шансы у срочника попасть в горячую точку невелики. Там служат контрактники и наемники, работающие за деньги. Но все ведь зависит от масштабов конфликта. Который непрерывно расползается. Пушечного мяса может потребоваться в любой момент гораздо больше. Готовы ли россияне к такому повороту? Как показывает опрос ВЦИОМ, свидетельствующий о том, что 24% россиян с пониманием относятся к тем, кто косит от армии — далеко не все готовы на такие жертвы. На смену набивших с советских времен оскомину опасений по поводу дедовщины, пришли иные, куда более серьезные фобии. Официально все выглядит красиво. Согласно опросу ВЦИОМ, 67% россиян считают, что «армия дает человеку новые возможности для того, чтобы найти себя, состояться в жизни». С этим утверждением согласны, в частности, 64% допризывной молодежи. Однако, в реальности, как заявил ранее РБК зампредседателя «Комитета солдатских матерей» Андрей Курочкин, в стране насчитывается ни много ни мало — 170 тысяч уклонистов. И каждый год их количество увеличивается минимум на шесть тысяч человек. Не пугают даже кары.

«Ежегодно суды отправляют в тюрьму от 500 до 700 отказников от воинской службы. И несомненно, число уклонистов по мере обострения отношений с Западом, ростом горячих точек с нашим участием эта статистика будет лишь расти», — сказал «Гражданским силам.ру» директор электронной библиотеки «Вне насилия» Виталий Адаменко.

Сергей Путилов
Теги: армия, Россия, ВЦИОМ