Появился ответ на вопрос, что такое сновидение и почему стоит обращать пристальное внимание на свои сны
10 сентября 2018 11:13:17
Яркие, сочные, захватывающие, зачастую вызывающие недоумение сновидения — что это, откуда и зачем они приходят, что обозначают? Этими вопросами человечество задается не одну тысячу лет.
Первые попытки объяснить сновидения возникли еще в древних очагах цивилизации: Китае, Греции, Риме, Вавилоне. Последний даже стал колыбелью касты магов-толкователей-халдеев, упоминания о которых встречаются в Библии. Обобщение практик по истолкованию сновидений привели к появлению первых сонников — сборников сновидческих символов и их интерпретации. Позднее сновидения попали в поле зрения философии, а затем психологии, физиологии, и этот интерес увенчался созданием науки о сне — онейрологии. Однако ни многовековой религиозный интерес, ни современный научный так и не дали однозначного ответа на вопрос — что же такое сновидение.
Многочисленные статьи на эту тему в интернете, большая часть из которых представляет собой пеструю взвесь из разрозненных фактов и домыслов, скорее затрудняют понимание этого феномена. Однако то, что каждый месяц поисковая система «Яндекс» получает более полутора миллионов запросов, связанных со сновидениями и их истолкованием, говорит о том, что сновидение по-прежнему будоражит умы и заставляет искать ответ на вопрос: что же это такое?
Если оставить в стороне объяснения мистического характера, которые видят в сновидении окна в потусторонние миры или демонические прикосновения к разуму сновидца, то окажется, что наиболее распространенными являются два способа научного объяснения этого явления: физиологический и психологический. Физиологические теории утверждают, что сны являются следствием электрофизиологической активности мозга. То есть сновидение это хаотичное нагромождение обрывков дневных впечатлений, от которых избавляется мозг, часть из них попадает в наше спящее сознание и мы их видим.
Психологические теории, как правило, фрейдистского толка, говорят о том, что сны имеют определенный психологический смысл, связанный с деятельностью подсознания по осуществлению подавленных желаний преимущественно сексуального или иного характера, которое пытается донести их до сознания и реализовать, но встречаясь с деятельностью цензуры сознания, зашифровывает их различными способами и мы воспринимаем их в виде всем нам знакомых, зачастую непонятных и будоражащих своим содержанием сновидений.
В настоящее время значительное число исследователей сходятся во мнении, что сновидение это психологический феномен. Таким образом основную роль в понимании сновидения играет психика человека, которая посредством сознания и мышления переводит внешние воздействия от наших органов чувств в образные зрительно-предметные формы. С мышлением теснейшим образом связана речь, про которую известнейший психолог С.Л. Рубинштейн говорил: «Речь — не просто внешняя одежда мысли, которую она сбрасывает или одевает, не изменяя этим своего существа. Речь, слово служат не только для того, чтобы выразить, вынести во вне, передать другому уже готовую без речи мысль. В речи мы формулируем мысль, но, формулируя ее, мы сплошь и рядом ее формируем. Речь здесь нечто большее, чем внешнее орудие мысли; она включается в самый процесс мышления как форма, связанная с его содержанием. Создавая речевую форму, мышление само формируется. Мышление и речь, не отожествляясь, включаются в единство одного процесса. Мышление в речи не только выражается, но по большей части оно в речи и совершается».
Позднее выдающимся русским ученым Н.И. Жинкиным была разработана и доказана концепция «внутренней речи» и ее теснейшей взаимосвязи с мышлением. В частности, он установил возможность несловесного мышления, в случаях, когда происходит переход с языкового на особый код внутренней речи. Его исследования показали, что мышление не связано с речедвигательным кодом и осуществляется в особом несловесном предметно-образном коде, который получил название «универсальный предметный код» (сокращенно УПК). Единицами универсального предметного кода являются наглядные образы, формирующиеся в сознании человека в процессе восприятия им окружающей действительности. Код этот имеет принципиально невербальную природу и представляет собой систему знаков, представляющих собой результат чувственного отражения действительности в сознании. Это «язык» схем, образов, осязательных и обонятельных отпечатков реальности, кинетических (двигательных) импульсов и т.п. При помощи этих образов и осуществляется мышление человека.
По своему происхождению коды УПК представляют собой своеобразный, постепенно складывающийся «симбиоз» наглядных чувственных представлений (образов окружающего мира) и их обобщенного значения, зафиксированного в знаках языка (прежде всего – в слове).
В этих образах-представлениях «закодированы» специфические способы интеллектуального восприятия реальной действительности; другими словами, они сами отображают то, как мы воспринимаем и «оцениваем» окружающий нас мир во всем его многообразии.
Объекты и явления окружающей действительности непосредственно воспринимаются («фотографируются») через каналы сенсорного восприятия, последующая же обработка и анализ данных чувственного восприятия осуществляется через речемыслительную деятельность посредством специфических кодов внутренней речи.
Для нас важным является то, что раздражители из органов чувств обобщаются и формируют некоторые образно-предметные структуры в психике, которые, в свою очередь, формируют кусты представлений об объективной действительности и кристаллизуются в некий УПК (универсальный предметный код).
УПК есть базовый элемент «внутренней речи» и механизм, обслуживающий мышление как процесс, фундамент, на котором, мышление и может существовать.
Одним из основных терминов, которым современная психолингвистика описывает особенности функционирования «внутренней речи» является аглютинация, которая представляет собой процесс сплавления в одно целое фрагментов различных мыслей, слов.
Примечательно, что на процесс очень схожий с аглютинацией указывал великий психолог и исследователь снов Зигмунд Фрейд, когда описывал механизм, которое использует сновидение для образования своего видимого содержания. Это так называемое сгущение, сущность которого состоит в соединении родственных, но разнородных образов в единое целое.
Например, некий человек выглядит как «А», одет – как «Б», делает то, что делал «В»,но мы знаем при этом, что данное лицо есть «Г». Происходит своего рода «наслоение». Незнакомая женщина соединяет в себе черты матери, сестры, жены, девушки, бывшей объектом первой влюбленности. Пожилой мужчина, похожий на отца, имеет сходство с президентом, авторитетным ученым.
Так же Фрейд описал еще один механизм деятельности сновидения — смещение, смысл которого состоит в том, что какой-то признак реального лица или предмета наделяется особенным значением.
То есть механизмы создания сновидений и образования и функционирования УПК (универсальных предметных кодов) как способа реализации мышления идентичны: сгущение, смещение, агглютинация.
Таким образом можно сделать вывод, что процесс сновидения (видения снов) это визуализированный процесс нашего мышления!!!! Во сне мы видим, как зарождается и живет наша мысль. Мы видим свои мысли!!!
Давно доказано, что мозг ночью очень активен. Он мыслит. Мы мыслим. И видим свои мысли. Мы можем это делать, так как во сне все сенсорные сигналы в основном блокированы или снижены. Самое главное нет зрительных раздражителей и поэтому мы видим УПК, которые субъективно воспринимаются как череда зрительных образов, которыми они и являются и которые мы именуем сновидениями.
Эта точка зрения позволяет объяснить, почему наш мозг не видит разницу между реальностью и сновидением. Ведь оба феномена становятся доступны нашему мозгу через один и тот же механизм — универсальный предметный код, который существует в нашей голове в виде ярких и необычных картинок-образов. Именно поэтому, в процессе эволюции был выработан нейрофизиологический механизм, позволяющий принудительно обездвиживать наше тело и не давать ему физически реагировать на наши мысли, которые мы воспринимаем в виде визуализаций — снов. Ведь иначе человек отвечал бы на них, как на любые мысли, которые в реальной жизни являются мотивами и побудителями действий, то есть в зависимости от содержания сна пытался бы бежать, драться и т.д.
Данная концепция позволяет объяснить все существующие феномены сновидения, в том числе повторяющиеся сны с одинаковым содержанием. Их можно объяснить тем, что это важная для нас мысль, которую мы обдумываем снова и снова и воспринимаем во сне в виде ярких, повторяющихся образов. Так же объясняются «вещие» сны и сны «исполнения желаний».
Так как универсальный предметный код субъективен, индивидуален у каждого говорящего, поскольку он образуется у каждого человека как отражение его неповторимого, индивидуального чувственного жизненного опыта, это является плохой новостью для любителей истолковывать свои сны по различного рода сонникам, так как те образы, которые мы видим во сне имеют индивидуальный, сформированный на основании субъективного опыта смысл, относящийся только к жизненному опыту конкретного человека, поэтому существующие сонники навряд ли будут полезны в деле интерпретации нашего сна.
Хорошая новость состоит в том, что достаточно действенный и эффективный ключ к пониманию сновидений дал австрийский психолог Зигмунд Фрейд, который предложил метод свободных ассоциаций как ключ к пониманию скрытого смысла и значения сновидения. Суть его сводится к тому, что определяя с психологом значение сна, человек свободно говорит обо всём, что приходит в голову, невзирая на то, насколько абсурдным или непристойным это может показаться.
«Познай самого себя» — гласила надпись на стене древнегреческого храма Апполона в Дельфах. Она считается плодом совместных раздумий «семи великих мудрецов», один из которых, Хилон развил ее так: «Познай самого себя и ты познаешь богов и Вселенную». Позднее появился ее вариант «Познай самого себя и ты познаешь истину» Важность и верность данного тезиса постулируют и многочисленные ответвления в академической и прикладной психологии и наставители изотерических знаний. Принимая значимость данного изречения, с учетом нового понимания сущности сновидения, можно предположить, что более внимательное и сознательное отношение к своим сновидениям (то есть своим мыслям, которые во сне мы воспринимаем в виде визуализаций, являющихся УПК) может значительно облегчить процесс понимания себя, своего отношения к миру и своего места в нем, а также своих желаний и стремлений, что является непременным условием наполненной, содержательной и плодотворной жизни.
Валерий Ивановский