Проще всего найти работу в Москве, Подмосковье и Санкт-Петербурге

Фото: kirov-portal.ru

10 сентября 2018 18:28:11

9936

Самый низкий среди регионов России уровень безработицы, высокие зарплаты и относительно короткое среднее время поиска работы зафиксированы в Москве, Санкт-Петербурге, Московской области, ХМАО и Республике Татарстан.

Совершенно противоположная ситуация складывается в Ингушетии, Тыве, Карачаево-Черкесии, Чеченской Республике, на Алтае, в Северной Осетии и КБР.

Такие данные следуют из с результатов исследования РИА Новости.

По сравнению с прошлогодними показателями, первые пять регионов-лидеров по индексу рынка труда сохранили свои позиции и по итогам 2017 г. Первое место занимает Москва, второе — Санкт-Петербург. У этих субъектов индекс составил 91,0 и 89,3 балла соответственно. Третье место занимает Московская область, где значение индекса немногим превысило 80 баллов. На четвертом месте — Ханты-Мансийский автономный округ со значением 74,8 балла, на пятом — Татарстан с 69,6 балла.

У всех перечисленных регионов произошел рост индекса по сравнению с 2016 годом. Во всех субъектах —лидерах по значению индекса низкий уровень безработицы, высокие зарплаты, относительно короткое среднее время поиска работы, высокая емкость рынка труда.

У семи регионах РФ значение индекса по итогам 2017 года составило менее 20 баллов, это: Ингушетия, Тыва, КЧР, Чеченская Республика, Республика Алтай, Республика Северная Осетия-Алания и Кабардино-Балкарская Республика. По сравнению с итогом 2016 года, число таких регионов сократилось на один.

«Действительно, формально зафиксированный по состоянию на конец июля уровень безработицы в России составляет всего 4,7%. При чем, по данным Росстата, он стабильно снижается в течение последних нескольких месяцев — локальный максимум в 5,2% был зафиксирован в январе 2018-го года. Министерство охраны труда тоже рапортует о весьма хороших цифрах занятости населения и весьма позитивной динамике последних месяцев. Однако, данные цифры не совсем отражают действительное положение дел. Во-первых, общеизвестно, что относительно низкая безработица в стране наблюдается лишь в обеих столицах, да крупных городах, насыщенных разнообразными производствами. Во-вторых, методология МОТ не совсем точно описывает реалии происходящих явлений. Подавляющее большинство потерявших работу предпочитают искать её самостоятельно, а не обращаться за помощью в службы занятости. Причин тому много. Начиная от беспомощности этих самых служб, которые не могут предложить соискателю ничего толкового и дают на выбор крайне низкооплачиваемую работу совсем не по специальности (при чем, три раза откажешься – выбываешь из числа безработных, автоматически попадая в списки «принципиальных тунеядцев»), и заканчивая мизерными выплатами по пособиям по безработице, существовать на которые все равно невозможно», — сказал в беседе с корреспондентом сетевого издания «Гражданские силы.ру» аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Коренев.

В 2018 году постановлением №1423 от 24.11.2017 предельные значения пособия по безработице были определены на уровне, утвержденном еще 10 лет назад: минимальное — 850 рублей (примерно 12 евро); максимальное — 4 900 рублей (примерно 70 евро).

При этом время начисления пособия — не более 12 месяцев за полтора года. Например, если выплата производилась ежемесячно на протяжении года, то в следующие шесть месяцев последует перерыв. Если попытки найти работу за это время не принесли результата, гражданин может подать повторное заявление на финансовую поддержку на очередные 12 месяцев. Кроме того, поскольку сейчас деятельность служб занятости подконтрольна региональным властям и косвенно свидетельствует о качестве их работы, то сами власти регионов не заинтересованы, чтобы на вверенных им территориях был высокий уровень безработицы. Следует учитывать и тот факт, что огромное количество россиян ушло в сферу самозанятости. В среднем каждый третий россиянин обеспечивает себя работой сам, а в отдельных регионах число самозанятых достигает 50% от трудоспособного населения и выше. Их безработными государство тоже не считает, поскольку на «биржи труда» они не обращаются, а по результатам социологических опросов, сами себя они относят к работающим. Это тот уровень занятости, который вызван необходимостью как-то выживать и по-хорошему как раз должен был бы быть отнесен к безработице. Но формально в число безработных эти россияне не попадают.

«Что касается перспектив, то в случае негативного сценария развития событий (снижения темпов роста экономики до уровней в 1—1,5%, разгона инфляции выше целевого уровня в 4%, увеличения налоговой нагрузки на бизнес, связанной с повышением НДС до 20%, а самое главное, в связи с грядущей пенсионной реформой, предусматривающей повышение пенсионного возраста, но на настоящей момент не имеющей никакой внятной политики по обеспечению занятостью людей предпенсионного возраста) ситуация на рынке труда будет только ухудшаться. На сегодняшний день отсутствуют объективные факторы, которые могли бы кардинально переломить ситуацию к лучшему. Последние статистические данные зафиксировали существенное снижение как текущих экономических параметров развития страны, так и прогнозных», — отметил Алексей Коренев.

В частности, в опубликованном обзоре Минэкономразвития под названием «Картина экономики. Август 2018 года» был пересмотрен целый ряд значимых показателей отечественной экономики на текущий и последующие годы. А именно: был понижен прогноз экономического роста России на 2018 и 2019 годы на 0,1 п.п. – до 1,8 % и 1,3 % соответственно. Правда, с ремаркой «развитие ситуации за период с начала текущего года в целом соответствует ожиданиям Минэкономразвития России». За январь-июль темп роста ВВП оценивается на уровне 1,7% г/г (в июле – 1,8 % г/г). Кроме того, министерство повысило прогноз инфляции на конец 2018 года с 3,1 % г/г до 3,4 % г/г. В этих условиях инфляция на конец 2019 года по-прежнему прогнозируется на уровне 4,3 % г/г (оценка вклада повышения НДС в годовую инфляцию в 2019 года составляет 1,3 п.п.).

«Безусловно, даже такие показатели развития страны негативно скажутся на уровне безработицы. Если же ситуация в будущем окажется хуже, чем сейчас планирует МЭР, то негативное влияние падения базовых показателей развития национальной экономики на рынок труда будет намного более тяжелым», — резюмирует эксперт.

«Низкая российская безработица это совокупность иллюзии, основанной на методиках расчета показателя, и острой потребности населения работать хоть где-нибудь, чтобы рассчитывать на минимальный размер оплаты труда. Статданные по регионам по-прежнему очень неоднородны. Традиционно, чем больше город, тем больше возможностей для занятости и снижения времени поиска рабочего места. Кроме того, есть мнение, что серьезную лепту в низкий показатель безработицы вносят рабочие места с неполной занятостью, то есть формально люди трудоустроены, реально — зарабатывают минимум и вынуждены искать дополнительные источники дохода», — сказала «Гражданским силам.ру» аналитик компании «Альпари» Анна Бодрова.

«В большинстве развитых стран безработные могут получать пособия по безработице, которые доходят до 60% от средней зарплаты по стране, так что оставшиеся без работы могут в течение относительно продолжительного времени искать работу, сохраняя статус безработного. Если перенести эту ситуацию в Россию, то оставшийся без работы может рассчитывать на пособие, которое гораздо ниже уровня в развитых странах (имеется ввиду соотношение пособия и среднего уровня заработной платы в стране). Это значит, что потерявший работу в России, как правило, готов тут же согласиться на любую работу, где он сможет получить доход, который позволит ему хоть как-то поддерживать уровень жизни. Плюс к этому российские власти в 2015-2016 годах были крайне не заинтересованы в росте безработицы, так как это привело бы к падению рейтингов и проблемам на выборах. Так что в стране была жесткая установка не увольнять людей, пусть даже ценой снижения заработных и частичной занятости, отсюда гибкость уровня оплаты труда. На текущий момент выборный период завершился, так что в случае нового кризиса, например из-за падения цены на нефть, уровень безработицы, скорее всего, поведет себя по классической схеме как это бывало в 1998 и 2008 годах», — сказал «Гражданским силам.ру» главный аналитик ООО «ЦАФТ» (Центр аналитики и финансовых технологий) Антон Быков.

Сергей Путилов
Теги: работа, безработица, экономика, Россия