Пугающая социальная реклама про коронавирус в Благовещенске привлекла внимание психологов

Пугающая социальная реклама про коронавирус в Благовещенске привлекла внимание психологов Фото: ampravda.ru/Андрей Ильинский

21 октября 2020 17:25:00

3141

По словам клинического психолога, дополнительный негатив приведет к еще большему стрессу в обществе

В Амурской области объяснить гражданам необходимость соблюдения профилактических мер решили с помощью социальной рекламы. Правда, содержание ее, как минимум спорно.

В двух районах Благовещенска появились пиллары, говорящие о необходимости ношения масок и соблюдения социальной дистанции. В верхней части одной из таких конструкций изображена голова манекена в черной многоразовой маске в нижней тарелка с блюдом. Части разделены надписью: «Не нравится носить маску? Твоим близким понравится кутья (поминальное блюдо в православной традиции – прим. ред.)».

Еще один баннер также разделен на две части. В верхней изображены два человека в масках, между которыми черточка с двумя стрелками и надписью 1М, указывающей на необходимость держаться на расстоянии друг от друга. В нижней части фотография кладбища с могильными плитами. Изображения также разделены надписью по центру «Социальная дистанция. Выбор за тобой». 

Оказалось, что инициатором такого «морбидного» креатива стал местный предприниматель, арендующий рекламные конструкции. Он и вышел с предложением установить на них социальную рекламу на тему коронавируса, получив одобрение мэра. 

Горожане, высказывания которых приводит местное издание «Амурская правда», к такой рекламе относятся не то, чтобы положительно, но с пониманием, сходясь во мнении, что многим объяснить необходимость соблюдения профилактических мер можно только такими шокирующими способами. 

Эксперты, однако, придерживаются другого мнения. 

Клинический психолог Валерий Ивановский уверен, что такая реклама в итоге принесет больше вреда, чем пользы, поскольку еще больше накалит атмосферу всеобщего стресса. 

«Чем дальше движется развитие медицины как науки, тем прочнее укрепляется тезис о том, что значительную роль в процессе восстановления от любой болезни, даже самой тяжелой, играет положительный настрой самого больного. Чем более позитивно он настроен в отношении своих сил, своих внутренних резервов, в отношении исхода болезни и отсутствия последствий в будущем, тем быстрее и эффективнее идет процесс выздоровления. Внутренняя убежденность человека в том, что все хорошо, имеет очень большое значение. Цель такой социальной рекламы, с одной стороны, понятна: забота о здоровье граждан. Но с такими посылами эффект достигается, скорее всего, прямо противоположный. Человеку внушается мысль о смерти и страх, блокирующий веру в себя. В сознании может активизироваться большой пласт фобий, связанных с витальностью. То есть, это становится дополнительным стрессообразующим, невротизирующим фактором. Следующим звеном этой цепочки становится уже соматика. Стресс, как известно, снижает иммунитет человека и усиливает любые внешние патогенные влияния на организм. Поэтому социальная реклама в такой форме не просто неумна, она граничит с вредительством. Это, безусловно, должно стать предметом какого-то разбирательства. Возможно, даже со стороны правоохранительных органов».

Специалист по коммуникациям Алена Август также считает идею напугать людей в условиях стресса неудачной.

«Все зависит от целей. Если товарищи, которые это придумали, захотели просто привлечь к себе внимание с помощью подобного креатива, они, наверное, этого добились. Это заметят, обсудят, разгонят по сетям. Другое дело в том, что при всей серьезности сегодняшней ситуации, связанной с пандемией, тема смерти в нашем обществе в некотором смысле табуирована. Она иначе воспринимается, чем, например, в Мексике. Шоковой реакции добиться удалось, но, если ставится цель заставить людей задуматься о необходимости соблюдать дистанцию, вряд ли это так сработает. Шоковые коммуникации не обеспечивают взаимопонимание. В ситуации, когда человеку грозит смертельный вирус, который невидим, и непонятно каким образом это все работает и распространяется, люди находятся в состоянии такой детской регрессии. Они озабочены и чувствуют себя незащищенными. Какой смысл усугублять? Я думаю, что здесь, наоборот, нужен какой-то PR со знаком плюс. Убеждение людей через позитив». 

Управляющий партнер консалтингового агентства «LSP Consulting» Венера Люцик полагает, что социальная реклама на тему коронавируса вряд ли произведет тот же дисциплинирующий эффект, которого с ее помощью можно добиться в других ситуациях.

«То, что в социальной рекламе используется шоковый метод, давно ни для кого не новость. Наиболее ярко это воплощено, например, в том, как вдоль автодорог выставляют искореженные после страшных аварий автомобили, напоминая водителям о необходимости соблюдения правил дорожного движения. Но в данном случае речь идет о вещах вполне однозначных, с которыми адекватные водители не станут спорить. Например, о том, что не надо обгонять по «встречке» на повороте с ограниченной видимостью, из-за которого вам в лоб может вылететь машина. Что нужно соблюдать дистанцию между транспортными средствами, иначе можно не успеть затормозить, и так далее. Тем, кто за рулем, просто напоминают, чтобы они не забывали об этих вещах. В случае с коронавирусом все не так однозначно в силу обилия различной информации о нем, часто очень противоречивой. И вряд ли тех, кто не носит маску из-за своего скепсиса, убедит картинка с изображением кладбища или что-то в этом роде. Скорее вызовет только дополнительную агрессию», — прокомментировала ситуацию Венера Люцик.

Эксперт отметила, что более действенным инструментом убеждения было бы широкое и подробное информирование граждан о коронавирусе, с которым сейчас, по мнению собеседницы издания, есть определенные проблемы.

«Дело ведь не в том, что те граждане, которые не носят масок, хотят сознательно всех перезаражать. Предполагаю, их просто не убедили в том, что маска действительно эффективное средство защиты, а не способ продать им воздух. Здесь нужно действовать разъяснениями, а не штрафами. Они в итоге только вызовут обратный эффект, как и реклама», — считает Венера Люцик. 

Сергей Пименов
Теги: Амурская область, Благовещенск, коронавирус