Реанимированная архитектура. Как исторические здания Петербурга получают вторую жизнь

Реанимированная архитектура. Как исторические здания Петербурга получают вторую жизнь bangkokbook.ru

21 июня 2023 14:18:00

1283

В Петербурге в последние годы был реализован ряд интересных девелоперских проектов по преобразованию старых промзон в жилые и культурные пространства. Причем, не всегда речь идет о сносе: иногда старые корпуса реконструируют, чтобы приспособить под современное использование. Несмотря на всю сложность подобных проектов, в городе еще находятся девелоперы, готовые приложить усилия для сохранения истории, а не расчищать территории под свои проекты

Один из самых известных подобных проектов – «Севкабель Порт». Это общественное культурно-деловое пространство, созданное на территории завода «Севкабель». Обновленный объект был открыт в сентябре 2018 года и сегодня является одной из самых популярных точек притяжения горожан и гостей города. По статистике, в 2021 году его посетило 1,5 миллиона горожан и 350 тысяч туристов. Сегодня здесь проходят выставки, музыкальные фестивали и другие мероприятия, а зимой работает каток.

Другой удачный пример – Новая Голландия. Это остров с постройками XVIII века для нужд кораблестроителей. Эти объекты позже были признаны памятниками промышленной архитектуры раннего классицизма, что усложняло реконструкцию, ведь сносить объекты было бы нельзя. Работы провела структура группы компаний Millhouse LLC Романа Абрамовича. Компания должна была не только создать мультифункциональный культурный и коммерческий комплекс, но и разработать идею роли острова в городской среде Петербурга. Проект тоже оказался успешен, а площадка приобрела популярность у горожан. Кроме парка, остров сегодня функционирует как концертная и образовательная площадка. Здесь проходят концерты, кинофестивали, лекции, выставки, театральные постановки и мероприятия для детей.

Множество строек на месте бывших промзон сегодня развернулось в разных частях Васильевского острова. Как пишет «Деловой Петербург», на территории Сталепрокатного завода был построен крупный ЖК. На месте специального конструкторского бюро котлостроения на набережной Лейтенанта Шмидта сейчас строят большой квартал премиум-класса.

Но находится место и культурным учреждениям. Так, на месте Всесоюзного НИИ синтетического каучука имени С.В. Лебедева появился частный музей современного искусства «Эрарта», который в 2017 и 2019 годы входил в четверку самых посещаемых музеев Петербурга.

В будущем на Васильевском острове планируется построить крупнейший в мире музей электрического транспорта. Его хотят создать, обновив и расширив существующую экспозицию на территории трамвайного парка на Среднем проспекте. Проект музея подготовило известное в городе архитектурное бюро «Студия 44». Архитекторы предусмотрели сохранение трех исторических депо, где появится экспозиционный транспорт и макеты кабин. Также здесь появится детский трамвайный парк, залы для проведения мероприятий и кафе. Отдельную экспозицию посвятят блокадному Ленинграду и трамвайно-троллейбусному управлению в годы войны.

«Студия 44» является и автором проекта для еще одного памятника архитектуры, которому все не везет превратиться в общественную площадку – рынка Апраксин двор. Концепция петербургских архитекторов ранее была утверждена Советом по культурному наследию и рекомендована к дальнейшему проектированию в 2017 году.

Если бы чиновники наконец-то решили правовые вопросы и пригласили на объект другого инвестора, Апраксин двор было бы не узнать уже через пару лет. Ведь по проекту «Студии 44» здесь могли появиться ремесленные мастерские, студии художников, арт-салоны и сувенирные магазины. Часть территории по проекту отводилась под театральный квартал с экспериментальной сценой Большого драматического театра, а также квартал с музеем петербургского купечества, детским образовательно-развлекательным центром, экспозицией арт-объектов под открытым небом и площадкой для выставок и концертов.

Сегодня этот исторический комплекс является одной из болевых точек города. Кроме полуразрушенных построек и неприглядного вида рыночных рядов, проблема кроется и в хаотичной торговле, которую здесь ведут нелегалы. Объект, расположенный в центре города, сегодня насчитывает более 60 корпусов. Часть из них уже не используется из-за ветхости, остальные – иногда ремонтируются силами владельцев, однако без какого-либо плана, по принципу «кто во что горазд».

О намерениях реконструировать рынок заявляли несколько инвесторов – «Главстрой СПБ», КЦ «Питер» и компания Glorax. Однако ни один не смог довести дело до конца из-за разветвленной структуры собственничества.

Теги: Санкт-Петербург, архитектура, здания