Рынок ищет альтернативы. Что стало с автомобильным трейд-ин в 2022 году

Рынок ищет альтернативы. Что стало с автомобильным трейд-ин в 2022 году Фото © «Гражданские силы.ру»

18 декабря 2022 19:47:00

1301

Сервис CarPrice провёл опрос среди представителей российских автодилеров и выяснил, что салоны в этом году стали выкупать вдвое меньше автомобилей по схеме трейд-ин. При данном механизме дилер предлагает сдать ему свой старый автомобиль взамен на скидку при покупке у него новой машины

Директор по развитию CarPrice Кирилл Иванов отметил, что у трейд-ин нет полноценных альтернатив, поэтому данный способ взаимодействия на авторынке останется популярным, однако на данный момент его возможности в России ограничены. Это связано с дефицитом новых автомобилей и сокращением ассортимента, вызванным уходом большинства зарубежных брендов. Ранее ассоциация «Российские автомобильные дилеры» уточнила, что к концу года на российском рынке официально представлены лишь 14 брендов из 60, доступных на начало 2022 года. Среди них три российских марки Lada, ГАЗ и УАЗ, остальные – производители из Китая.

Старший специалист по оценке автомобилей «КорсАвто» Юрий Бобкин пояснил, что дилеры при выкупе подержанных машин переключаются с трейд-ин на сторонние профессиональные площадки, такие как CarPrice. Сотрудничество с ними обеспечивает стабильный поток товара и более быстрые сделки, в отличие от частных клиентов, приток которых сложнее прогнозировать, а работа занимает более продолжительное время – от нескольких дней до полутора недель вместо 1-2 дней при выкупе автомобилей б/у с централизованных аукционов.

При этом для самих автовладельцев, желающих поменять машину, трейд-ин по-прежнему привлекателен. Такое мнение высказал заместитель главного редактора журнала «За рулём» Никита Гудков. Он отметил, что при продаже через трейд-ин владелец несколько теряет в деньгах, поскольку продаётся машина обычно дешевле, чем при самостоятельном поиске покупателей. Однако эта разница особенно заметна в дорогом сегменте. Зато человек получает возможность не тратить время на размещение объявлений, поиск покупателей, переговоры, показ автомобиля и т.д. Кроме того, многие автодилеры готовы принимать автомобиль практически в любом состоянии, лишь бы он мог самостоятельно передвигаться. В настоящее время, когда растёт популярность вторичного рынка, определённые перспективы может получить сдача своего подержанного автомобиля взамен на другую подержанную машину в лучшем состоянии, которую можно приобрести за некоторую доплату. Существенный дрейф всего авторынка России в сторону сделок на «вторичке» подтверждается статистикой. За 9 месяцев 2022 года продажи новых автомобилей рухнули на 59,8% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. В то же время быстро растут продажи подержанных автомобилей. Аналитики «Авито.Авто» в третьем квартале зафиксировали рост продаж на вторичном рынке на 36% в сравнении с 2-м кварталом. Объёмы даже выше, чем в прошлом году, хотя лишь на 2%.

О том, ждать ли в ближайшее время восстановления такого в прошлом популярного механизма, как трейд-ин, рассказал автоэксперт Роман Гуляев. По его словам, падение спроса автодилеров на выкуп автомобилей по данной схеме вполне объяснимо. Оно связано с тем, что ранее эти программы и акции финансово поддерживали автопроизводители, заинтересованные в активном развитии российского рынка автомобилей и стимулировании продаж новых машин. Однако сейчас эта поддержка по очевидным причинам свёрнута.

«Предпосылки для восстановления объёмов продаж через трейд-ин возникнут тогда и только тогда, когда будет восстанавливаться весь авторынок в целом. При нынешних показателях падения спроса на новые автомобили бессмысленно говорить, выгоден или невыгоден трейд-ин для автовладельцев. Пока этот вопрос неактуален», — констатировал эксперт.

Гуляев отметил, что трейд-ин сам по себе не создаёт спрос, а лишь облегчает сделки и делает покупку нового автомобиля более удобным для тех, кто уже решился на такое приобретение; для тех, кто хочет продать свою подержанную машину, но не готов самостоятельно искать покупателей, есть достаточно альтернативных вариантов.

«Конечно, есть много таких механизмов. Есть специализированные аукционы типа CARPrice. Есть различные комиссионные площадки, которые берут на себя все эти заботы по продаже автомобилей. Таких вариантов много. Что же касается трейд-ина, для его ренессанса, по всей видимости, придётся ждать нормализации рыночной ситуации в целом и хотя бы частичного восстановления как спроса, так и предложения. Ведь сейчас в нашей стране наблюдается дефицит и того, и другого», — заключил Роман Гуляев.

Алексей Черников
Теги: авторынок, трейд-ин, автомобиль