Ситуация может существенно измениться. Стоит ли возвращаться к прежнему варианту бюджетного правила?
19 октября 2023 17:29:00
Возобновление действия прежнего варианта бюджетного правила, когда расчет производится от цены за баррель нефти, позволит интенсивнее наполнять Фонд национального благосостояния (ФНБ). При этом возвращение к этой практике может нести серьезные риски, связанные с санкционным противостоянием, считают эксперты-собеседники издания «Гражданские силы.ру»
Сегодня Госдума приняла закон, по которому бюджетное правило возвращается на прежние условия расчета, когда за базу берется экспортная стоимость российской нефти в 60 долларов за баррель. То есть все полученное выше этого порога, будет направляться не в бюджет, а в ФНБ. Именно этот механизм действовал до начала этого года. Однако тогда бюджетное правило изменили, путем перехода к абсолютному значению необходимых бюджету нефтегазовых доходов. Было установлено, что они должны составлять 8 трлн рублей, а средства, полученные свыше этого порога, должны поступать в ФНБ.
«Порог в 60 долларов за баррель позволяет эффективнее наполнять ФНБ, потому что прогноз по стоимости нефти говорит, что она может стоить в районе 90-95 долларов. Сейчас стало понятно, что дефицит бюджета будет не таким высоким, как прогнозировалось, кроме того, стоимость российской нефти уже существенно возросла, ситуация в экономике стабилизировалась и ушли риски полного израсходования ФНБ на покрытие бюджетных дыр. Все это в совокупности и дало возможность вернуться к прежнему варианту бюджетного правила», — рассказал доктор экономических наук Иосиф Дискин.
При этом, как отметил эксперт, он не уверен, что возвращение к бюджетному правилу с привязкой к цене на нефть сейчас является своевременным.
Сомнения в целесообразности этого шага высказал и кандидат экономических наук Константин Селянин.
«Летние месяцы и данные сентября показывают, что Россия смогла восстановить и объемы поставок нефти, и преодолеть ценовой потолок в 60 долларов за баррель, установленный Западом. Правда, и расходы на экспорт выросли: дорого обходится фрахт танкеров и другие логистические издержки. Однако, когда нефть стоит 80-85 долларов за баррель, они все же окупаются. Тем более, что цены на нефть растут. Видимо, власти России сочли эти тенденции стабильными и решили, что можно возвращаться к прежнему варианту бюджетного правила. Эта схема вполне логична. И эта идея правильная. Примерно так это работает и в других станах, где есть фонды, аналогичные российскому ФНБ. Иными словами, Минфин решил, что необходимые бюджету 8 трлн рублей точно наберутся даже с привязкой к стоимости нефти. Но здесь есть серьезный риск. Причем он носит политический, а не экономический характер. Да, сейчас РФ успешно обходит установленный Западом потолок в 60 долларов за баррель. Но это не значит, что Запад не вернется к этому вопросу и не начнет вводить новые ограничения, не начнет давить на покупателей российской нефти. Иными словами, ситуация может существенно измениться, и наши контрагенты, которые на себе почувствуют давление Запада, начнут требовать скидки на российскую нефть, как это уже было», — пояснил Селянин.
Экономист напомнил, что обычно мировые цены на нефть определяются по котировкам эталонной марки Brent. При этом экономически обоснованная разница между российской нефтью Urals и эталонной Brent составляет всего несколько долларов.
«Однако мы помним, что на фоне введенных против российской нефти санкций эта разница в определенный момент достигала до 25-30 долларов. Сейчас она составляет 7-8 долларов, что гораздо ближе к экономически обоснованному значению. Но под воздействием геополитических решений ситуация может изменниться. Именно в этом и состоит риск нынешнего перехода к старой версии бюджетного правила», — пояснил эксперт.
Ранее «Московская газета» рассказала, как колебания мировой стоимости нефти отражаются на курсе рубля и российском бюджете.