Страна победившего патриотизма
16 июня 2019 14:50:15
Понятие «патриотизм» в нынешней России активно набирает популярность. Если в 1996 году себя патриотами считали только 30 % россиян, то уже к 2016 этот показатель составлял уже 57 %. Сегодня цифра и вовсе зашкаливает. 73% россиян считают себя патриотами, следует из результатов опроса фонда «Общественное мнение» (ФОМ)
Система патриотического воспитания в России поставлена на широкую ногу и всячески поощряется государством. И удивляться этому не приходится, ведь, начиная со второй чеченской войны, на победных лаврах которой покоится начало правления Путина, патриотизм, понятие о «великой и неделимой» державе, вошли в плоть и кровь российской власти и общества. Это, разумеется, не мешает чиновникам хранить свои нажитые непосильным трудом средства за границей, а также приобретать там недвижимость, яхты, отправлять своих детей учиться в престижные западные вузы. Но с трибун праздничных мероприятий мы никогда не услышим от них доброго слова в адрес Запада. Если патриотизм у них и присутствует, то только в утилитарном плане — страну, которая обеспечила тебя всем, о чем даже не может мечтать простой смертный, просто нельзя не любить. Но особою любовью. Зарабатывать здесь, а сберегать и тратить там, у них — на официально проклинаемом Западе.
У простого народа и патриотизм попроще. Напиться пива и подрать глотку в знак поддержки российской сборной в спортбаре, оклеить любимую иномарку стикерами из разряда «На Берлин!», поглазеть на парад Победы на Красной площади по телевизору — такие нехитрые ритуалы привычны и близки среднестатистическому российскому патриоту.
Слабостью любого патриотизма является его постоянная беременность шовинизмом, то есть превозношением своей страны над прочими. Впрочем, власти, которая может в любой момент списать провалы собственной экономической политики на происки врагов, это только на руку. Еще один примечательный момент — нередкое вырождение патриотизма в национализм. Так, настоящий националист прежде всего подчеркнет, что он не россиянский, а именно русский патриот. То есть плоть от плоти титульной нации — русской, и всякие там прочие этносы, коих в РФ насчитывается больше сотни, ему не ровня. С такими власть заигрывает, но одновременно и понимая исходящую от этой горючей прослойки угрозу, на всякий случай регулярно отправляет на нары за «разжигание межнациональной розни».
Только 21% россиян не назвали себя патриотами. Если исключить, что это некие окопавшиеся в стране зловредные агенты иностранных спецслужб, то остается лишь предположить, что это люди, для которых принадлежность к определенной государственности, стране значения не имеет. Чисто теоретически, учитывая, что православными называют себя 80% россиян, какую-то долю из этих непатриотичных граждан могут составлять христиане. То есть люди, для которых в теории существует лишь одна отчизна — небесная. Вспомним хотя бы слова Иустина Мученика о христианах, которые «живут в своём отечестве, но, как пришельцы. Для них всякая чужая страна есть отечество, и всякое отечество — чужая страна. Находятся на земле, но суть граждане небесные». Однако, учитывая, что в России церковь по сути превратилась в один из приводных ремней власти, заведующих патриотическим воспитанием населения, заподозрить православных в анти-патриотичности как-то не получается. Итак кто же эти подозрительные личности, осмеливающиеся отвергать святые материнские объятья своей родины?
Опрос на это не дает ответа. По всей видимости, в большей степени это пожилые люди, для которых Родина закончилась вместе с развалом СССР, и которые с этим так и не смирились. Часть это приверженцы неправославных конфессий. Возможно убежденные космополиты из интеллигенции, но процент которых в любом случае ничтожен. Куда более логично предположить, что основной костяк непатриотичных граждан составляют молодежь, студенты, которые не видят для себя будущего в этой стране и собираются эмигрировать. Пока «мозги» покидают страну, оставшимся действительно остается разве что гордиться своим отечеством за неумением делать нечто лучшее.
Сергей Путилов