В Башкирии ополчились на «няшное» православие

Фото: скрин с видео/ ВГТРК «Башкирия»

21 февраля 2019 22:04:16

10554

Не только в исламе, но и в ряде христианских конфессий — баптизме, пятидесятничестве поклонение иконам считается идолопоклонством. Однако никто за подобные убеждения и высказывания, способные «оскорбить чувства» православных, пока к счастью еще не тащит в суд. А вот поклонников японской анимации за творческое отношение к иконописи суровая «православная общественность» в лице отдельных ее представителей, похоже, не прочь призвать к ответу. В том числе в уголовном порядке. Причем, за казалось бы б

В Уфе могут возбудить дело об оскорблении чувств верующих «аниме-иконами». Телекомпания ВГТРК «Башкирия» выпустила телесюжет о том, что аниме-картинки в одном из сообществ «ВКонтакте» оскорбляют чувства верующих.

Как следует из репортажа тележурналиста Анвара Аслямова, прихожане одной из уфимских церквей пожаловались своему батюшке на группу в ВК (насчитывающую около 3000 участников) где самодеятельные художники выкладывают свои картинки. Изображения святых, Троицы, Иисуса в них выполнены в типичной для аниме манере. Так что становится трудно отличить, например Деву Марию от анимешной героини- монахини Розетты Кристофер, или Георгия Победоносца от мастера ниндзюцу Наруто. И хотя некоторые из рисунков могут шокировать отдельных православных, в целом творчество анимешников, ударившихся в православную тему выглядит довольно мило. Или как выражаются сами поклонники этого жанра — кавайно.

К слову говоря, нечто похожее доводилось видеть в коптских храмах Египта. Тамошние иконы действительно будто бы нарисованы рукой ребенка, что придает им особое очарование. И всем этим изображениям, мало напоминающим суровые лики с русских икон, люди поклонятся, радуются. Однако не так в России. Малейшее отступление от канона чревато уголовным делом. Башкирский телевизионщик не поленился опросить аж трех человек — сурового священника, православного реставратора икон и прихожанку церкви. Те единодушно признали картинки сделанные детьми (возраст анимешников редко превышает 17-18 лет) кощунственными и оскорбительными. Мало того, в конце сюжета звучит призыв к правоохранительным органам проявить бдительность.

Хотя тема анимешных икон появилась далеко не сегодня, и вызывает разные оценки как среди священников, так и православной общественности, башкирские телевизионщики почему-то приводят лишь однобокую точку зрения. Хотя для приличия и вложенную в уста разных людей, чтобы придать хотя бы видимость объективности своему репортажу.

Так, руководитель миссионерского отдела Уфимской епархии РПЦ, иерей Дионисий Лобанов заявил гостелекомпании, что данные изображения «неподобают для православия». Художник-реставратор артели «Уфимский иконостас» Алла Халявкина назвала работы анимешников «оскорбительными до глубины души». Оцените глубину фразы, буквально вопиющую о справедливом возмездии «по статье». Ведь оскорбили-то, ух оскорбили, аж мочи нет! А ведь Христос учил иначе. И к тому, что следует любить врагов для таких вот желающих решать религиозные вопросы прибегая к карательной силе государства добавил: «Богу - богово, кесарю – кесарево». Разумеется, телевизионщики не забыли дать слово и «озабоченной православной общественности». Некая прихожанка Крестовоздвиженского храма Мария Нестерова поведала о том, что «ей больно смотреть на такие иконы, где издеваются над Богом, над святыми». По мнению верующей, все это делается «целенаправленно».

В свое время, автор статьи спросил Патриарха Александрийского, как он относится к тому, что в африканских приходах чернокожие верующие пляшут, веселятся прямо во время церковной службы, не оскорбляет ли это его религиозных чувств? Предстоятель православных Африки ответил так: «На африканском континенте в силу культурных традиций, обычае достаточно распространена жестикуляция сама по себе, принято бурно выражать свои эмоции. В частности африканцы самовыражаются через танцы. Даже когда они поют псалмы, то не могут удержаться от того, чтобы не пуститься в пляс. Таким образом они принимают участие в богослужении своим телом. Такие кажущиеся нам порой дикими способы выражения религиозных чувств порой могут показаться нам дикими, непонятными, а то и кощунственными. Но это никоим образом не оказывает негативного влияния на духовный рост человека».

Откуда же такая инквизиторская суровость у авторов башкирского репортажа? Ведь даже Иисус сказал, что «не войдете в царствие небесное, если не станете как дети?». При этом российским детям, заинтересовавшимся православием пусть и в слегка забавной, игровой форме надлежит дать по рукам?

В наше время, когда молодежь в храмы и калачом не заманишь, проявление тинейджерами своих религиозных чувств нашло с подачи некоторых духовных лиц отнюдь не понимание, или хотя бы желание разобраться в теме, а однозначное осуждение. Причем, осуждение, чреватое еще и уголовным преследованием. Тем самым в угоду узколобому фанатизму от Церкви фактически отторгается целый пласт молодежи. А именно та ее часть, которая от детского увлечения аниме уже было шагнула на новую ступень духовного развития. Аниме иконы свидетельствуют скорее не о «святотатстве», а о возросшем внимании молодежи к теме религии. Причем внимание это как и полагается неформалам пошло в обход установленных канонов, в частности иконографических. Но от этого суть тинейджерского духовного послания не меняется. Утверждения, что изображения на иконах являются чем-то неизменным, и нарушение их приравнивается к святотатству является ничем иным, как язычеством, идолопоклонством в худшей форме.

«Верующий поклоняется не изображению на иконе, а тому кого оно символизирует. Графическая форма подачи здесь значения не имеет. Важно религиозное чувство, которое при этом испытывает человек. То, что аниме иконы стали популярны среди школьников можно только приветствовать, поскольку они привлекают внимание юношей и девушек к православной эстетике, ценностям христианства, заставляют задуматься о чем-то более важном, чего так не хватает в обыденной жизни», — сказал «Гражданским силам.ру» священник РПЦ о.Николай Мартинковский.

Однако, укрепленный местным духовенством в своем «праведном гневе» башкирский тележурналист непреклонен: «Теперь выяснять мотивы сомнительного творчества, похоже, придется правоохранителям. Действия интернет-художников могут расценить как оскорбление чувств верующих. А за это грозит наказание вплоть до реального срока лишения свободы».

Автору фильма в этой связи хотелось бы адресовать слова протоиерея Виктора Горбача, которые он записал в своем ЖЖ под впечатлением от посещения выставки аниме икон в Селигере: «Удивляет агрессивное неприятие православного аниме нецерковными людьми. При этом их главный аргумент состоит в том, что это якобы должно оскорблять чувства верующих. Люди сами придумывают какие-то иногда весьма причудливые правила, якобы существующие в Церкви и начинают либо высмеивать «этих странных попов», либо наоборот именно в этом и видят способ спасения души и стараются защищать Церковь от всех кто переступает через этот шаблон». 

При этом священник напоминает о Миссионерской концепции Русской Православной Церкви, где прямо говорится, что «использование принципа церковной рецепции культуры просвещаемого народа посредством живой проповеди, через воплощение православных идеалов в народной культуре и обычаях».

«Этот тезис относится и к существующим в нашем обществе субкультурам», — резюмирует о.Виктор.

Сергей Путилов
Теги: Уфа, православие, аниме