Власти Санкт-Петербурга прокомментировали сообщения о возможном дефиците хлеба

Фото: ntv.ru

25 октября 2017 18:29:36

4721

Дефицита зерна в Санкт-Петербурге нет, но отмечается неритмичность поставок из-за того, что рынок железнодорожных перевозок оказался не готов к росту зернового экспорта.

Об этом сообщил СМИ председатель комитета по промышленной политике и инновациям Максим Мейксин. По его словам, у мукомольных предприятий Санкт-Петербурга есть запас зерна на две-три недели. Кроме того, в продовольственном фонде города сформирован постоянный резерв, позволяющий даже при нулевых поставках зерна в город обеспечивать хлебом каждого жителя в течение месяца. Также существует запас Росрезерва.

Ранее издание «РБК» сообщило, что губернатор Петербурга Полтавченко предупредил о возможных перебоях со снабжением хлебом жителей Петербурга из-за нехватки вагонов для зерна.

«Гражданские силы.ру» попросили экспертов прокомментировать ситуацию.

Как заверил Полтавченко, написавший письмо вице премьеру Аркадию Дворковичу, в северной столице возникла угроза снабжению хлебопекарных предприятий зерном, а также роста цен и дефицита хлеба. Причина в том, что мукомольные предприятия города не могут получить железнодорожные вагоны для перевозки зерна. В документе утверждается, что проблема связана с чересчур энергичными поставками российского зерна за рубеж. Вагонов для транспортировки зерна, предназначенного для внутреннего потребления, попросту не хватает. 

Основные поставщики зерна для хлебопекарной промышленности Санкт-Петербурга (Оренбургская, Саратовская, Самарская, Новосибирская и Омская области) сейчас активно гонят зерно на экспорт, в связи с рекордным урожаем цен на зерно в этом году (130 млн. тонн) и высокими ценами на мировом рынке. В погоне за прибылью не обратили внимание, что возить зерно для российских поставщиков оказалось не на чем. По имеющейся информации, со сложностями с поставкой вагонов столкнулись Петербургский мельничный комбинат и Ленинградский комбинат хлебопродуктов им. С. М. Кирова, которые входят в «Аладушкин групп» Александра Аладушкина, а также в ГУП «Продовольственный фонд».

«Думаю, что сообщение Полтавченко это скорее страшилка. Перебои с поставками хлебобулочных изделий, резкий рост цен на них едва ли произойдет. Экспорт зерновых действительно усиливается, но есть резервные запасы зерна у государства. Перебоев не будет. Проблема видится петербургским властям с подвижным составом. Это действительно имеет место. Железнодорожники предоставляют льготы за провоз зерна на экспорт (в том числе из Сибири и с Урала). Что гораздо более выгодно, чем доставлять зерно на внутренний рынок. Поэтому подвижной состав активно задействуется для поставок за рубеж. Доставляют зерно в том числе через порт Санкт-Петербурга. Вполне могла возникнуть ситуация что доставка по России могла пострадать. Но думаю железнодорожникам власти сейчас быстро все объяснят», — сказал «Гражданским силам.ру» председатель «Союза потребителей Российской Федерации» Петр Шелищ.

В сентябре правление ОАО «РЖД» приняло решение об установлении до 1 июля 2018 года понижающего коэффициента 0,897 (скидка 10,3%) к тарифам на экспортные перевозки зерна со станций, расположенных вдали от морских портов (в Воронежской, Орловской, Тамбовской, Оренбургской, Саратовской, Новосибирской, Омской областях), что позволит нивелировать уровень тарифной нагрузки за дальность. Под действие скидки подпадает пшеница, рожь, овес, ячмень, кукуруза, рис, гречиха, бобы, горох, фасоль и другие зерновые. Что позволило нарастить экспортный потенциал. Как выяснилось, в ущерб внутренним потребителям.

Источник в Российском зерновом союзе назвал в беседе с корреспондентом сетевого издания «Гражданские силы.ру» сообщения о возможном дефиците хлеба и росте цен «чушью». По мнению источника, зерна хватит на всех, даже при том, что с начала сельхозгода по 18 октября Россия увеличила отгрузки зерновых за границу почти на четверть по сравнению с прошлым годом, до 14,4 млн тонн.

Со своей стороны в Минсельхозе успели отреагировать на сообщение Полтавченко, уверив СМИ, что проблем с доставкой зерна в Санкт-Петербург и в другие регионы России нет. В министерстве подчеркнули, что «внимательно следят» за процессом железнодорожных поставок зерна в российские регионы и «не видят проблем».

Очевидно, что тема для петербуржцев чувствительная, поскольку множество их родственников, а многие и лично пережили блокаду унесшую более миллиона жизней. С другой стороны, свершившаяся в 1917 году февральская революция тоже началась с того ,что начались перебои с поставками продовольствия. При том, что составы с зерном, мясом, мукой, идущие из Сибири были забиты битком. Но всего лишь задержались на несколько дней  пути. В сочетании с бушевавшей тогда Первой мировой это породило революционную ситуацию. Если бы вагоны пришли вовремя, возможно, российская история пошла совсем другим путем.

Сергей Путилов
Теги: Санкт-Петербург, зерно, хлеб, Георгий Полтавченко