Баланс сил в Азиатско-Тихоокеанском регионе может измениться

Баланс сил в Азиатско-Тихоокеанском регионе может измениться freepik

10 марта 2025 14:11:00

617

Отношения США и Китая после смены власти в Вашингтоне сохранили конфронтационный характер, однако заявления Дональда Трампа о возможной «сделке» с Пекином, намерение провести переговоры о «денуклеаризации», ставят тихоокеанских союзников Вашингтона перед сложным выбором

Союзники США в АТР в замешательстве

Президент США Дональд Трамп и его администрация рассматривают Азию как ключевое направление своей внешней политики. В республиканском Белом доме главной угрозой американским интересам видят именно Китай, однако первый месяц президентства Трампа прошел для китайско-американских отношений довольно тихо.

Соединенные Штаты ввели в отношении КНР пошлины, но так и не обсудили со своими тихоокеанскими союзниками совместную стратегию в отношении азиатского соперника. Пекин в это время проводит в регионе военно-морские учения, которые, несмотря на плановый характер, вызвали бурю негодования в Австралии и Новой Зеландии.

Союзники США в Азиатско-Тихоокеанском регионе спорят о том, как именно Вашингтон будет выстраивать с ними отношения в изменившихся условиях. Одни предполагают, что Трамп продолжит помогать своим союзникам в Тихом океане (особенно Японии, Тайваню и Филиппинам), так как он заинтересован в сдерживании Китая. Другие полагают, что в Белом доме настроены бороться с Поднебесной лишь экономически и намерены значительно ограничить свое участие в международной политике.

Сторонники активной внешней политики США в регионе указывают на то, что президентская администрация состоит из антикитайских ястребов. Госсекретарь Марко Рубио и советник по национальной безопасности Майк Уолц регулярно жестко высказывались в отношении КНР и своими действиями демонстрируют намерение обострять конфронтацию. Например, глава американского внешнеполитического ведомства в первый день своей работы провел встречу с коллегами из Индии, Японии и Австралии, где стороны заявили о намерении развивать многосторонние связи в рамках оборонного альянса QUAD.

Критики же указывают на то, что Дональд Трамп практически не демонстрирует интенцию продолжать политику своего предшественника — демократа Джо Байдена — по построению антикитайских альянсов и, как в случае с Европой, дает понять, что все американские союзники — обуза. Более того, еще в свой первый срок Трамп критиковал не только НАТО, но и угрожал вывести американские войска из Южной Кореи.

Нынешнее обострение торговой войны с Китаем происходит одновременно с заявлениями президента о возможном заключении сделки с Пекином. Трамп не только предполагает, что сможет вместе главой КНР Си Цзиньпином работать над решением мировых проблем, но даже заявляет о потенциальных переговорах о «денуклиаризации» — теме, которая даже в лучшие годы взаимодействия США, Китая и России казалась несбыточной.

Однако накопившиеся противоречия между Вашингтоном и Пекином и невозможность избежать конфликта за рынки сбыта позволяет утверждать, что Трамп намеренно использует двусмысленные формулировки в попытке избежать прямого конфликта США и КНР и найти консенсус с Поднебесной. Балансирование между двумя крайностями оставляет больше шансов для маневра.

Американские союзники в АТР в это время пытаются выработать новую стратегию взаимодействия с Вашингтоном. Одни, в частности, премьер-министр Исиба Сигэру, демонстрируют лояльность внешнеполитической линии американского президента. Так, он пообещал увеличить объем прямых японских инвестиций в США с почти $800 млрд в 2023 году до $1 трлн.

Но другие американские партнеры все чаще смотрят в сторону КНР. Китайские власти в последнее время предлагают инвестиции и выгодные контракты для своих соседей по региону. И в итоге двусмысленность американского внешнеполитического курса может привести к тому, что партнеры постепенно наладят свои отношения с Поднебесной, изменив баланс сил в регионе и возможно не в пользу Соединенных Штатов.

Александр Щелоков
Теги: США, Трамп, Китай, политика