Белый дом – за санкции, но против Конгресса
11 июля 2017 12:45:57
В Вашингтоне продолжается обсуждение законопроекта, предусматривающего введение новых санкций против России и Ирана.
Пока одобренный 14 июня большинством Сената законопроект не стал законом, поскольку администрация Трампа вернула его на доработку в связи «с некоторыми нарушениями регламента». Рассмотрение законопроекта было отложено на неопределенный срок, однако сторонники ужесточения санкций «поддавливают» Белый дом и торопят с принятием закона, предусматривающего антироссийские санкции в банковском и нефтегазовом секторах.
Главная причина «торопливости» противников Трампа – опасение, что в отсутствии предусмотренных законопроектом ограничений, президент может в любой момент самостоятельно снять или хотя бы смягчить основные антироссийские санкции, принятые в марте и декабре 2014 года администрацией Барака Обамы. Сейчас Трамп имеет формальную возможность отмены санкционных указов Обамы, но, разумеется, он не пойдет на такой шаг хотя бы из инстинкта самосохранения.
Со своей стороны, президент Трамп не желает мириться с ограничением своих полномочий: свобода действий нужна ему хотя бы для того, чтобы иметь возможность маневра в отношениях с Москвой. Но если законопроект станет законом, Трамп не сможет проводить санкционную политику по своему усмотрению, и каждое его решение в этой сфере будет зависеть от голосования Конгресса.
Вместе с тем, в администрации президента не хотят получить новую порцию обвинений в «работе на Кремль», и это заставляет команду Трампа делать, на первый взгляд, противоречивые заявления.
«Белый дом полностью поддерживает эти санкции», – цитирует «The Washington Post» директора администрации президента по законодательным вопросам Марка Шорта, – «Но президент обеспокоен тем. что этот документ создает необычный прецедент делегирования вопросов внешней политики 535 членам Конгресса. Дональд Трамп считает это дипломатическим вызовом для Белого дома, поскольку после принятия закона США не смогут быстро реагировать в некоторых обстоятельствах».
Ранее в том же духе выступил и министр финансов США Стивен Мнучин, заявивший о готовности «максимального применения санкций против России», но тут же оговорившийся, что Белый дом не нуждается в том, чтобы Конгресс указывал президентской администрации на введение дополнительных санкций.
Если победят противники улучшения отношений с Россией и законопроект станет законом, Трамп действительно окажется в весьма щекотливом положении. Декларируя приверженность улучшению отношений с Москвой, он в таком случае сможет продемонстрировать лишь полное отсутствие своего влияния на принятие ключевых решений, способных повлиять на эти отношения. Фактически внешняя политика США в этом случае станет делом Конгресса, где сильны антироссийские настроения, а это сделает практически невозможным сотрудничество с Россией и в Сирии, и на Украине, и в сфере борьбы с киберугрозами, и в других областях потенциального российско-американского сотрудничества.
Сказанное еще раз подтверждает, что внутриполитические «разборки» в США имеют непосредственное влияние на внешнюю политику этой страны, и Дональд Трамп пока остается заложником этих «разборок». В отсутствии реальных инструментов для проведения самостоятельной внутренней политики, Трамп не сможет проводить и самостоятельную внешнюю политику, а значит, и ждать от него прорывных решений в этой сфере пока не приходится.
Петр Сергеев