Евросоюз не поддержал российский проект в ОЗХО
05 апреля 2018 11:18:54
Евросоюз отказался поддержать подготовленный Россией, Китаем и Ираном проект заявления по инциденту в Солсбери.
После того, как на состоявшемся 4 апреля в Гааге специальном заседании действующей при ООН Организации по запрещению химического оружия Евросоюз отказался поддержать подготовленный Россией, Китаем и Ираном проект заявления по инциденту в Солсбери, стало ясно, что Запад не намерен отступать от ранее занятой антироссийской позиции, и намерен использовать «дело Скрипаля» как повод для введения новых антироссийских санкций.
Суть отвергнутого ОЗХО российского проекта — запустить процесс совместного российско-британского расследования для прояснения всех вопросов, связанных с обвинениями в адрес Москвы со стороны Лондона. Россия также призывала исполнительный совет ОЗХО поручить генеральному директору технического секретариата этой организации способствовать налаживанию такой совместной работы.
Однако Евросоюз не принял предложенный Москвой, Пекином и Тегераном проект решения, а главным итогом заседания в Гааге стало выраженное Евросоюзом «полное доверие» Великобритании в связи с расследованием по «делу Скрипаля».
«Против нашего проекта о совместном расследовании этого дела выступили британцы и американцы, затем, следуя их примеру, послушно проголосовали скованные натовской и еэсовской дисциплиной государства-члены Евросоюза, члены НАТО, а также некоторые американские союзники в Азии», — рассказал в интервью телеканалу «Россия 24» постоянный представитель России при ОЗХО Александр Шульгин.
Позже посольство России в Нидерландах назвало страны, поддержавшие российскую позицию. Это Белоруссия, Сирия, Казахстан, Армения, Азербайджан, Иран, Венесуэла, Киргизия, Пакистан, Таджикистан, Узбекистан, Никарагуа и Куба. Еще несколько стран предпочли воздержаться. Таким образом, из 41 страны, представители которых входят в исполнительный совет ОЗХО, против позиции США, Великобритании и их вассалов выступили 23 страны, то есть, более половины членов исполнительного совета. Тем не менее, под давлением Вашингтона и Лондона был принят предложенный американцами и британцами проект решения исполнительного совета.
При этом в ЕС особо отметили «обеспокоенность» заявлением представителя МИД России, в котором было сказано, что Москва не будет принимать результаты исследования, проведенного в Солсбери экспертами ОЗХО.
В Евросоюзе также выразили сожаление, что Россия «не дала позитивной реакции на просьбу Великобритании предоставить необходимую информацию» для расследования отравления Скрипаля.
Вероятно, в ЕС «забыли», что Россия не получила от британской стороны материалы по «делу Скрипаля», что делало невозможным и предоставление Москвой какой-либо информации по инциденту.
Можно с большой долей уверенности предположить, что решение исполнительного совета ОЗХО было подготовлено заранее. На это решение не повлияли ни доводы российской стороны, ни сделанное накануне сенсационное признание директора британской военной лаборатории в Портон-Дауне о невозможности определения страны-изготовителя вещества «Новичок».
Сразу после этого заявления в британских СМИ усомнились в словах Мэй и Джонсона о «русском следе» в «деле Скрипаля». Так, телеканал Sky News выпустил передачу «Нервно-паралитическая атака: к Джонсону возникли вопросы после заявления Портон-Дауна», где говорится, что теперь главе МИД придется объяснить свои слова о разработке «Новичка» в России».
«Результаты из Портон-Дауна ставят и Мэй, и Джонсона в крайне неловкое положение», — пишет таблоид The Mirror, — «Британцы ждут от них объяснений».
Заявление директора британской химической лаборатории произвело впечатление и на американцев. Сразу после интервью директора лаборатории Гэри Эйткенхеда на Sky News в Госдепартаменте США заявили, что Россия вправе заменить 60 российских дипломатов, высланных из страны в связи с «делом Скрипаля».
Однако первая паника, вызванная в британском правительстве этим заявлением, быстро прошла, и в Лондоне по-прежнему заявляют, что «при определении страны-изготовителя «Новичка» использовались не только данные военной лаборатории в Портон-Дауне, но и информация, полученная от разведслужб». Ссылаясь на «секретность» этой информации, Лондон и не думает предоставлять ее даже своим европейским союзникам, предлагая «верить на слово» Терезе Мэй и Борису Джонсону, которые, напомним, лично заинтересованы в сокрытии правды об инциденте в Солсбери. Признание в обмане будет означать для них, как и для всего правительства Мэй, мгновенную отставку, и принесет немало проблем Консервативной партии Великобритании.
Сейчас в Великобритании продолжают «коллекционировать» версии отравления Скрипалей. Вдобавок к «отравленным» дверной ручке, автомобилю и гречневой каше, здесь уже успели сообщить о некоем «таинственном пассажире», прилетевшем в Лондон в одном самолете с Юлией Скрипаль, и вылетевшем в Москву через несколько часов. Отличилась на ниве поисков версий и британская Times, утверждающая со ссылкой на анонимные источники в силовых структурах и правительстве, что спецслужбы Великобритании якобы установили местонахождение секретной российской лаборатории, где, по мнению газеты, было изготовлено нервно-паралитическое вещество, которым отравились Сергей и Юлия Скрипали.
«Специалисты смогли установить источник отравляющего вещества при помощи научного анализа и разведывательной информации», — пишет издание, — «Источники не
уверены в этом на сто процентов, но один источник настаивает, что о местоположении можно говорить с высокой долей уверенности».
Что это за «источник», и о каких разведанных идет речь, естественно, не указывается, и «версия» британской газеты просто легла в ряд других столь же голословных «объяснений» инцидента в Солсбери. Из статьи в Times осталось непонятным, кто именно и какими образом определил российское происхождение «Новичка», если даже директор самой «продвинутой» военной химической лаборатории только что признался в невозможности определения места изготовления этого вещества.
Еще дальше пошло издание Nation News, сообщив, что «Новичок» якобы изготовили в лаборатории, расположенной в московском районе Ясенево.
Глава британского МИД Борис Джонсон написал на своей странице в Twitter, что «у России был мотив для преследования Сергея Скрипаля», и, как всегда, не затруднивший себя приведением хоть каких-то доказательств.
В России уже не сомневаются в том, что инцидент в Солсбери был результатом провокации, затеянной американскими и британскими спецслужбами для раскручивания нового витка антироссийской истерии и введения новых санкций, о которых уже заговорили и в Лондоне, и в Вашингтоне.
Теперь Москве остается надеяться переломить ситуацию на созываемом по инициативе России заседании Совета Безопасности ООН.
«По указанию нашего правительства просим вас созвать завтра в три часа открытое заседания Совета безопасности по письму премьер-министра Великобритании Терезы Мэй, связанному с инцидентом в Солсбери», — цитирует ТАСС обращение постпреда России при ООН Василия Небензи к председателю СБ ООН на заседании в среду.
Очевидно, Москва не дождется извинений ни от Лондона, ни от «солидарных» с ним союзников, участвовавших в дипломатической войне по «делу Скрипаля». Главным «доказательством вины русских» здесь остается «уверенность в причастности России». Понятно, что даже если в Совбезе ООН будет рассматриваться поведение Терезы Мэй, и США, и Великобритания заблокируют принятие предложенного Россией проекта решения. Но обсуждение этой проблемы в ООН необходимо хотя бы для того, чтобы мир узнал об истинных авторах и механизме провокации в Солсбери.
Петр Сергеев