«Красный» губернатор на Орловщине стал пешкой в чужой игре?

Фото из открытых источников

04 июня 2019 17:13:42

3729

Контролирует ли ситуацию в Орловской области губернатор-коммунист Андрей Клычков или вместо него регионом правит спикер Облсовета Леонид Музалевский?

Не секрет, что губернаторы-назначенцы зачастую не приживаются на вверенной им территории. Варяги, пришедшие «извне», не находят контакта с местными элитами, и эффективного управления областью просто не получается. Так, было, например, в Тверской области, где предшественник нынешнего губернатора Игоря Рудни, отставной военный, Герой России Андрей Шевелев сразу же избрал тактику наступления и в итоге не сумел выстроить диалог ни с представителями бизнес-сообщества, ни с ключевыми в регионе политическими фигурами, ни с главами муниципалитетов. Но одно можно сказать с уверенностью: регионом он реально управлял.

А бывает и другой вариант. Губернатор, поддержанный Москвой, которому выдается кредит доверия и на которого возлагаются определенные надежды, вступает в должность, очень быстро ориентируется в происходящем и со всеми ладит. Просто не мешает местным политическим «ферзям». Не лезет в их номенклатурные расклады, закрывает глаза на кумовство и не трогает их бизнес. Именно такую тактику напоминает поведение губернатора Орловской области, коммуниста Андрея Клычкова, пришедшего руководить регионом в 2017 году.

Тяжелое наследство

Можно предположить, что ориентация Клычкова на Орловщину стала продолжением «красной линии». Предыдущий руководитель региона Вадим Потомский — тоже из коммунистов, и наследство товарищу по партии оставил весьма тяжелое. Чего стоит только история с тоннами отходов, содержащих ванадий, которые оказались на городской свалке.

После этой истории в определенных кругах Потомского величают «Ванадий Владимирович». Да и помимо ванадия было много чего: как пишет «Совершенно секретно», во время его правления в области расцвели пышным цветом коррупционные схемы и откровенное воровство. 

По данным издания, самые «вкусные» в финансовом отношении МУПы при нем были выведены из городской собственности в областную, и стали источниками обогащения для людей, близких к губернаторской семье. Истории с АО «Орёлгортеплоэнерго» и ГУП ОО «Дорожная служба» с помощью которых предположительно были похищены сотни миллионов бюджетных рублей, вылились в грандиозный скандал с уголовными делами. 

В итоге, по совокупности «достижений», Потомский покинул губернаторское кресло. Официально, «красный» губернатор ушел, конечно же, по собственному желанию, но истинные причины отставки до истечения полномочий были очевидны. По иронии судьбы товарищ Потомский, в чью бытность на городскую свалку Орла подкинули ядовитую химию, впоследствии был назначен заместителем Полномочного представителя президента в Центральном Федеральном округе и стал курировать проблемы, связанные с деятельностью мусорных полигонов…

Продолжатель дела Потомского?

Место Потомского его однопартиец Клычков занял в 2017 году, став исполняющим обязанности губернатора. Через год приставка «и.о» перед должностью исчезла, и Андрей Евгеньевич превратился в полновластного руководителя региона. Казалось бы, первоочередная задача нового главы региона – смыть с партийного бренда негатив, вызванный правлением предшественника. Но вместо этого Клычков почему-то стал активно продвигать проект Потомского – строительство на территории города завода по переработке ПВХ. 

По мнению авторов «Совершенно секретно», проект этот – потенциально опасный. А как он реализовывался – вообще отдельная история. Начнем с того, что строительные работы начались, как пишет издание, еще до получения необходимых разрешений, а земля была переведена из муниципальной в третий экологический класс постфактум. А еще выяснилось, что у компании-инвестора на момент разгоревшегося скандала были просроченные экологические сертификаты…

Знал ли об этом Андрей Клычков, тогда еще врио губернатора, или нет – об этом том история умалчивает. Как бы то ни было, он говорил в публичной плоскости: «И когда я слышу, что данное предприятие будет наносить ущерб, вы покажите хоть один документ. И когда я увидел, что есть запрос на проверку и даже появилась информация, что другие регионы не согласовали якобы размещение этого завода, – это чистой воды ложь».

Если просроченные сертификаты – не документ, то тогда не совсем понятно, что нужно было Андрею Евгеньевичу, чтобы посмотреть на ситуацию под другим углом. И по поводу других регионов – тоже не совсем верно: компания IVC Group еще в 2008 году пыталась построить завод в Ярославской области, однако не сложилось…

В общем, идея появления завода ПВХ в Орле вызвала активное недовольство среди горожан. А остатки команды Потомского, включая председателя Областного совета народных депутатов и главного областного единоросса Леонида Музалевского, поддерживали ее, что называется, руками и ногами. И оппонентов, мягко говоря, не жаловали. Депутата городского совета Евгения Косогова, развернувшего борьбу против строительства и писавшего жалобы в прокуратуру, исключили из фракции «Единой России».

Кукол дергают за нитки?

Впрочем, называть спикера чьими-то остатками было бы ошибочно. Ряд экспертов предполагают, что именно Музалевский, занимающий свой пост с 2011 года, и есть фактический, а не номинальный руководитель области, и в его руках сосредоточены все рычаги управления регионом.

На чем базируется такое предположение?

В первую очередь на том, что уже в течение многих лет самые привлекательные государственные и муниципальные контракты удивительным образом получают люди, ниточки от которых ведут, так или иначе, к Музалевскому. Удивительное дело, правда? Когда Музалевский в 2011 году стал председателем орловского Горсовета, доходы его семьи выросли примерно в десять раз, а когда Леонид Семенович продолжил свою плодотворную работу в областном Совете депутатов, финансовое положение семьи стало еще интереснее…

Объектом журналистских расследований Музалевский и его окружение становились уже не единожды. Так, издание «Орловская среда» писало о громких скандалах, связанных с предполагаемым таможенным бизнесом Музалевского и предприятием ООО «Автокомплекс», гендиректором которого, по информации издания, был Леонид Семенович. Он фигурировал и в анитикоррупционной операции, которую проводило региональное ФСБ. 

Дело касалось продажи в 2007 году принадлежащих области 50% акций ОАО «Детский мир», когда несколько бывших высокопоставленных чиновников, включая близкого к Музалевскому бывшего заместителя губернатора Виталия Кочуева, осудили за мошенничество в особо крупных размерах. Аукцион по продаже акций провели тайно, не распространяя о нем никакой информации, и таким нехитрым способом «отсекли» всех потенциальных покупателей. Ну а провели торги на базе предприятия «Автокомплекс», генеральным директором которого числился Леонид Семенович Музалевский. Выиграла, разумеется, нужная фирма.

Есть и другие примеры: «Московская газета» писала о прошлогодних конкурсах на ремонт и реконструкцию знаковых городских объектов. Там тоже нашлось много «странностей». Компании, предлагавшие наиболее низкую цену, по каким-то причинам слетали с аукциона. А торги выигрывали фирмы, принадлежавшие людям, от которых тоже можно протянуть «ниточки» к Леониду Музалевскому. Контрольно-счетная палата Орла прямо заявила о коррупции при проведении торгов. И – ни доследственных проверок, ни уголовных дел… вообще никакой реакции со стороны контролирующих и правоохранительных органов. 

Ну и еще несколько штрихов: как пишет «Орловская среда», в 2011 году, когда Музалевский стал спикером горсовета, доходы его семьи увеличились в десять раз и составили более 30 млн рублей. А за три года работы в Горсовете и Облсовете совокупный доход крепкой семьи – почти 48 миллионов. И это, просим заметить, только задекларированные цифры.

Молчание Клычкова

Вряд ли об этих художествах не знает губернатор Андрей Клычков: ему это просто по должности знать положено. Но тогда почему нет реакции на столь явный перекос в конфигурации областной власти? Почему игнорируются публикации региональных изданий о вопиющих фактах коррупции, а какие-то движения начинаются лишь тогда, когда скандал рискует выйти на федеральный уровень?

Как уже говорилось, есть предположение, что Андрей Клычков просто решил не плыть против течения. В самом деле, зачем рвать устоявшиеся годами коррупционные схемы, наживая себе врагов, если можно просто отсидеться и пойти выше по карьерной лестнице – по примеру того же Вадима Потомского?

Вопрос в этой ситуации только один: как скоро лопнет терпение федеральных чиновников, чьей креатурой, собственно, и стал Клычков. Ведь еще одна «горячая» протестная точка на карте России Кремлю вряд ли нужна – их и так более чем достаточно.

Сергей Пименов
Теги: Орел, Орловская область