Кто несет ответственность за конфликты на Южном Кавказе и как их остановить?

Фото © «Гражданские силы.ру». Виктория Цуран

13 августа 2014 20:04:27

2202

В минувшие выходные в Сочи в условиях обострения конфликта в Нагорном Карабахе состоялась встреча президентов Азербайджана, Армении и России.

Эксперты по-разному оценивают ее итоги. Одни отмечают позитивный факт восстановления прямых контактов между государствами на уровне лидеров стран. Другие указывают на затяжной характер нагорно-карабахского конфликта и призывают искать иные пути его урегулирования, нежели трехсторонние переговоры.

Между тем, геополитическая ситуация в мире продолжает накаляться. Боевые действия на Украине, обострение обстановки в Ираке и Сирии, наконец, события на Южном Кавказе - неужели между этими процессами есть связь? В таком случае возникает уместный вопрос относительно инициатора всего происходящего?Кто виноват, и что теперь делать, в частности в ситуации на Южном Кавказе, разбирались сегодня, 13 августа, в ходе круглого стола на тему «Южный Кавказ: перспективы урегулирования региональных конфликтов» директор Делового клуба ШОС Денис Тюрин, генеральный директор Института ЕврАзЭс Владимир Лепехин, руководитель аналитического центра Alte et Certe Андрей Епифанцев, председатель дискуссионного клуба «Евразийский выбор» Роман Школин, а также общественный деятель, председатель Совета Ереванского геополитического клуба Арман Бошян и политолог Сергей Шакарянц.

Дискуссия началась с оценки прошедшей в Сочи встречи президентов России, Армении и Азербайджана.

«Встреча лидеров трех стран способствовала существенному разряжению обстановки на Южном Кавказе. Однако, эти планы были озвучены еще до обострения ситуации в регионе» - отметил председатель Совета Ереванского геополитического клуба Арман Бошян. Эксперт рассматривает внезапное усиление ситуации в Нагорном Карабахе как проверку способности Москвы реагировать на ситуации на двух фронтах. Более того, у всего происходящего, по мнению Армана Бошяна, один инициатор.

«Я бы хотел обратить внимание на поведение представителей США. В частности, посол США накануне сделал заявление, что Армении следует отдать территории Нагорного Карабаха Азербайджану. Очевидно, что это возможно только в случае войны. Таким образом, у руководства США нет задачи урегулирования обстановки. Его задача - создать в регионе хаос, привлекая при этом Грузию и постепенно вовлекая в конфликт Россию», - подчеркнул эксперт. 

Примерно такой же точки зрения придерживается и генеральный директор Института ЕврАзЭС Владимир Лепехин.

«Кто стоит за очередным витком напряженности в Нагорном Карабахе совершенно очевидно. Примечательно, что ранее основные закулисные игроки, желающие дестабилизировать ситуацию в регионе, занимались Арменией, и активно раскачивали там оппозицию. Сейчас они принялись за Азербайджан. В частности, об этом свидетельствует снижение активности участия западных компаний в азербайджанских предприятиях, что в последние годы и давало этому государству такие высокие темпы роста экономики». – отметил он.

Наиболее оптимальным выходом из сложившейся ситуации Владимир Лепехин считает формулу, предложенную Президентом РФ Владимиром Путиным, который предложил руководствоваться при решении конфликта тремя качествами: терпением, мудростью и уважением друг к другу.

Директор клуба ШОС Денис Тюрин также считает Россию интегрирующей силой, стремящейся не допустить обострение ситуации на Южном Кавказе и всеми силами способствовать налаживанию между сторонами конфликта диалога: «Россия всегда выступала проводником идеи мира в регионе. Более того, исторически войны и конфликты на Южном Кавказе были связаны с внешнеполитическим фактором. В свое время обострению ситуации в регионе способствовали разведки Франции и Германии. Впоследствии, это начали делать США, взяв с 40-х годов курс на подрыв СССР. Ни для кого не секрет, что активную роль в разжигании армяно-азербайджанского конфликта в свое время сыграло ЦРУ. Таким образом, следует очень объективно оценивать стремление американского руководства участвовать в разрешении ситуации в Нагорном Карабахе».

Руководитель аналитического центра Alte et Certe Андрей Епифанцев считает роль США в обострении конфликта на Южном Кавказе преувеличенной, и видит несколько другую причину затягивания данного кризиса. По его словам «Основная проблема здесь в том, что нормы современного международного права не дают ключ к разрешению ситуации в Нагорном Карабахе. Кроме того, в настоящих условиях стороны стоят на максимальных позициях и договориться в этих условиях невозможно».

Эксперты также отметили неспособность международных организаций и объединений решить затянувшийся конфликт на Южном Кавказе.

«У России есть решение проблемы. У минской группы нет никакой заинтересованности разрешать ситуацию в Нагорном Карабахе. Нужно создать новую группу, включить туда Иран и Турцию и тогда, вероятно, решение может быть найдено.» - отметил Владимир Лепехин. 

«При всем статусе ОБСЕ как объединительной организации, у нее нет потенциала решить данный конфликт. В частности, у организации нет собственного миротворческого контингента. Значит, она будет рекрутировать миротворцев из определенных блоков, в данном случае понятно каких. А то, как ведут себя западные миротворцы в зонах конфликта наглядно показали ситуации в Косово и Афганистане», - заметил политолог Сергей Шакарянц.

Отсутствие необходимости привлекать к разрешению конфликта на Южном Кавказе международные организации подтвердил и директор Делового Клуба ШОС Денис Тюрин: «Как ни странно, даже в сложившихся условиях можно прогнозировать благоприятное развитие ситуации. Это может произойти в случае налаживания экономических связей и культурного обмена. Данные меры могут существенным образом активизировать экономику региона, привести к повышению уровню жизни и благотворно повлиять на развитие отношений между Арменией и Азербайджаном. Только в этом случае вероятен конструктивный политический диалог между странами».

Виктория Цуран
Теги: Южный Кавказ, Нагорный Карабах, Владимир Путин