Ответ на угрозу с Запада или политическая целесообразность? Министры обороны РФ и Беларуси договорились о военном сотрудничестве
21 октября 2021 16:26:00
По итогам заседания коллегии министров обороны РФ и Республики Беларусь глава российского оборонного ведомства Сергей Шойгу рассказал, что сторонами согласован план военного сотрудничества на 2022 год
По словам Шойгу, в рамках этого плана будет проведено 139 совместных мероприятий, направленных на укрепление обороны союзного государства. Особое внимание будет уделено развитию региональной группировке войск обеих стран и объединённых систем военного назначения. Также глава Минобороны России и его белорусский коллега Виктор Хренин озвучили так называемую новую военную доктрину, которой оба государства намерены следовать в ближайшие годы. Предполагается, что вооружённые силы Беларуси и России будут осуществлять всё более глубокую интеграцию для скоординированного ответа на возможные военные угрозы.
Интересно, что в этот раз даже не придётся гадать, против кого направлены все эти мероприятия. Сам Шойгу назвал источником этой самой военной угрозы «коллективный Запад» и конкретно – НАТО. Министр посетовал, что альянс укрепляет свою военную инфраструктуру вблизи границ РФ и Беларуси, напомнив, что в Польшу переброшена бронетанковая бригада армии США, а в страны Балтии – 4 дополнительные многонациональные батальонные тактические группы. Также Шойгу упомянул политическое и экономическое давление на наши страны со стороны всё того же Запада.
Понятно, что господа министры обороны РФ и Беларуси не могут всерьёз думать, что НАТО замышляет захватить Минск или вообще собирается оккупировать какие-то территории Беларуси и России. Тем более, руководителям альянса не придёт в голову делать это силами четырёх батальонных групп. Все эти заявления о военной угрозе – не очень удачная попытка как-то объяснить повышенную активность вооружённых сил союзного государства. Истинные же причины безусловно лежат в политической плоскости. Александр Лукашенко, вновь объявленный президентом Беларуси после скандальных выборов августа 2020 года, сейчас и впрямь испытывает на себе всю мощь экономического и политического давления Евросоюза и США. На Западе его президентство не признают, введено не только огромное количество персональных санкций, но и секторальные: в Европу не летают белорусские самолёты, прекращён экспорт калийных удобрений, остановлена любая финансовая помощь и инвестиции в белорусскую экономику. В таких условиях для Лукашенко важно показать гражданам, ну или хотя бы лояльной части населения, что все эти действия – не попытка принудить его к демократизации и прекращению репрессий, а атака врагов на саму белорусскую независимость, на Беларусь в целом.
Образ внешнего врага для сплочения населения вокруг правителя – давний и часто используемый метод, к который сейчас прибегает и руководство Беларуси. К тому же на случай новых всплесков протеста присутствие в шаговой доступности российских силовых структур придаёт «всенародно избранному» белорусскому лидеру большей уверенности в своём будущем. Поэтому, вполне вероятно, что Минск сейчас более всего склонен именно к военной интеграции с Россией. К тому же, выслушав столько нелестных отзывов в свой адрес от западных политиков, Лукашенко вряд ли откажет себе в удовольствии держать в постоянном напряжении Польшу и прибалтийские республики, проводя регулярные масштабные учения у самых их границ.
Российская сторона тоже имеет свои резоны для воплощения пресловутой новой военной доктрины. Во-первых, в высших военных кругах действительно много внимания уделяется широкомасштабному противостоянию с НАТО, соотношениям сил в случае возникновения вооружённого конфликта и прочим подобным соображениям. Поэтому российские военные стратеги будут только рады использовать дополнительный плацдарм для манёвров в лице Беларуси. Свою роль играет и особая любовь наших властей к различным внешнеполитическим проектам. Наглядная демонстрация доверительных братских отношений с нашим ближайшим союзником, Беларусью призвана показать в том числе самой российской общественности наличие хоть каких-то успехов внешней политики Кремля. Тем более, что на других направлениях с достижениями сейчас сложно, а для Лукашенко в его нынешнем положении вопрос, принимать ли дружбу Москвы, уже не стоит.
Белорусский политолог Валерий Карбалевич всё же замечает, что даже в этой сфере, кажется, не удаётся урегулировать все разногласия. В военной области интеграция РФ и Беларуси идёт куда быстрее, чем во всех остальных. Однако даже во вчерашнем заседании совместной коллегии министерств обороны есть некоторая недосказанность. Так, по сведениям российских СМИ обе стороны договорились продлить соглашение о деятельности двух военных объектов России на белорусской территории – узла системы предупреждения о ракетном нападении в Барановичах и радиостанции ВМФ в Вилейке. Однако в белорусских источниках об этом ничего не говорится. К тому же, срок прежнего соглашения закончился ещё в 2020 году, и после этого правовых оснований для деятельности этих объектов не было, они работали на основании неких устных договорённостей. И новое соглашение, и обновлённую военную доктрину должны ещё подписать сами президенты обеих стран. Лукашенко, как он это обычно делает, может взамен попросить каких-то финансовых преференций, новых льготных кредитов или чего-то подобного.
Однако, несмотря на возникающие порой небольшие внутренние споры, в целом мировосприятие российских и белорусских властей сейчас общее – держать в напряжении западных партнёров, демонстрировать свою военную мощь и сохранять стабильность своих правящих режимов. И военное сотрудничество в этих условиях – один из основных факторов. Не успели отгреметь масштабные учения «Запад-2021», как уже анонсированы новые – «Щит союза». В ближайшее время эти военные мероприятия будут продолжаться и дальше, всё более напоминая минувшие времена холодной войны, только на этот раз, к счастью, лишь на сравнительно небольшом пространстве Восточной Европы.
Алексей Черников