Старый Свет дает ответ: после объявленной Трампом торговой войны ЕС призывает вернуть Россию в G8 и отменить санкции против Москвы
04 июня 2018 12:14:37
На фоне торговой войны, объявленной Вашингтоном своим европейским союзникам, в столицах стран ЕС все чаще заявляют о контрпродуктивности антироссийских санкций и необходимости возвращения России в G8 для противовеса США.
G7 расширилась за счет вхождения России в 1998 году, однако после воссоединения Крыма с Россией члены «Большой восьмерки» в знак протеста отказались приехать на саммит G8 в Сочи. Сейчас в G7 входят Германия, США, Канада, Япония, Франция, Великобритания и Италия.
Нынешнее «прозрение» европейцев вызвали действия США, в результате которых 1 июня были введены пошлины на ввоз стали и алюминия из Европы, Канады, Мексики и других государств. Страны ЕС пригрозили ответными мерами, однако уже сегодня ясно, что адекватно ответить Вашингтону Европа не сможет. Надеяться на смягчение пошлинной политики Вашингтона тоже не приходится.
«Я не боюсь проиграть торговую войну с союзниками», — написал в Twitter Дональд Трамп, — «Когда наш внешнеторговый дефицит составляет почти 800 миллиардов долларов в год, мы не можем потерпеть поражение в торговой войне! За счет США выгоду в торговле на протяжении многих лет получали другие страны, пришло время стать умней!».
Не улучшили настроение европейцам и попытки Трампа наладить диалог с Китаем. Страны ЕС беспокоит то, что Вашингтон и Пекин уже отказались от увеличения взаимных пошлин, в том числе на сталь и алюминий. И это явно не предел: сейчас американские и китайские делегации регулярно проводят торгово-экономические переговоры, а недавно важные встречи в Пекине провел министр торговли США Уилбур Росс.
При этом европейцам приходится подсчитывать многомиллиардные убытки от санкций, введенных против России по приказу из Вашингтона «в наказание» за Крым. Для ЕС это обернулось практической потерей огромного российского рынка, а общие убытки за все время взаимных ограничительных мер уже превысили 100 миллиардов евро, и, например, только немецкие компании в нынешнем году потеряют на санкциях как минимум, 1,5 миллиарда евро.
Особо сильный экономический ущерб от антироссийских санкций понесли Польша, страны Балтии и Украина, то есть те государства, которые больше всего поддержали санкционную политику Вашингтона в отношении Москвы. Так, латвийские производители шпрот находятся на грани разорения: российский рынок они потеряли, а найти свою «нишу» на европейском рынке так и не смогли, в результате, цены на шпроты упали ниже себестоимости. По мнению латвийских экспертов, теперь даже в случае отмены антироссийских санкций, Латвия сможет вернуть себе только 10 процентов «досанкционного» рыночного сегмента, поскольку это место уже прочно занимают российские производители шпрот.
Ущерб от следования политике Вашингтона ощутила на себе и Болгария, в 2014 году под давлением Евросоюза и США отказавшаяся от выгодного для нее проекта «Южный поток». Сейчас болгары просят Москву вернуться к проекту глубоководной газовой «трубы», однако в России уже заявили, что это случится лишь при твердых гарантиях не только болгарского правительства, но и Еврокомиссии. Болгарским властям ясно дали понять: время «старшего брата», который платил за все, кончилось, и теперь Россия будет исходить из соображений экономической целесообразности тех или иных проектов, в том числе и в отношениях с Болгарией, чье предательство в 2014 году обернулось для «Газпрома» в 800 миллионов долларов прямых убытков.
На этом фоне европейцы и заговорили об отмене санкций и необходимости возвращения России в «Большую восьмерку».
«Мы исключили Россию из «Большой восьмёрки», но теперь проблема в том, что США проводят политику, которой мы не желаем», — заявила в интервью Deutschlandfunk сопредседатель фракции Левой партии в бундестаге Сара Вагенкнехт, — «Обеспечить безопасность в Европе и решение проблем можно исключительно при участии России, без которой Европа не сможет создать силу, противодействующую США».
В апреле Вагенкнехт, которая еще в 2016 году называла решение об исключении России из «Большой восьмерки» ошибочным, также настаивала на возвращении РФ на саммит G7, который пройдёт в Канаде нынешним летом.
О необходимости восстановления полномасштабных контактов с Россией говорят сейчас многие немецкие политики.
«Только партнерские отношения с Москвой могут стать предпосылкой для решения целого ряда важных вопросов, от которых зависит будущее Европы», — сказал в интервью DW вице-президент бундестага, член Социал-демократической партии Германии Томас Опперман, — «А значит, без России у Европы нет будущего».
Возможность отмены антироссийских санкций на днях обсуждали и в Брюсселе, где глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, ранее числившийся в списке самых ярых сторонников антироссийских санкций, вдруг заявил, что, несмотря на существующие противоречия, ЕС выгодны контакты с Россией.
Аналогичные заявления не раз делали итальянские, испанские, чешские, словацкие, венгерские и австрийские политики, призывающие европейцев отказаться от следования в фарватере вашингтонской политики и отменить все торгово-экономические ограничения, введенные против России «за Крым».
«Из-за введения санкций против России вся австрийская экономика основательно подорвана», — цитирует телеканал RT вице-канцлера Австрии Хайнца-Кристиана Штрахе, — «Мы ждем визита Путина в Вену и требуем прекратить взаимные санкции. Для Австрии, да и для всей Европы, было бы желательно, чтобы ЕС пересмотрел позицию по отношению к России, поскольку санкции, прежде всего, навредили европейцам. Я всегда предупреждал, что не надо направлять Россию в объятия Китая. Надо прекратить эти мучительные санкции и нормализовать полноценные политические и экономические отношения с Россией».
Отошли на задний план разговоры об «аннексии Крыма»: в Европе понимают, что Крым навсегда останется российским, и предпочитают отделываться «дежурными» фразами на «крымскую тему».
Разумеется, такой позиции в Старом Свете и на Британских островах придерживаются не все.
«Европейцам нужно договариваться с Вашингтоном, а не вставать в позу, и не делать популистскую ставку на антиамериканский курс и смягчение антироссийских санкций», — пишет австрийская газета Die Welt, — «У американцев еще много «козырей в рукаве», и если они повысят ввозные пошлины на произведенные в Европе автомобили, то по ЕС это ударит похлеще чем «Брекзит».
По мнению Die Welt, Дональд Трамп, объявивший Европе торговую войну, прав.
«Европейские пошлины на американскую продукцию в среднем на 1,7 процентных пункта выше, чем в США на европейскую продукцию», — пишет издание, — «Между Европой и США происходит нечестная конкуренция, отсюда и штрафные пошлины. Трамп хочет справедливости в торговле, вот и все».
Продолжаются и попытки международной изоляции России. Так, недавно The Daily Telegraph сообщила, что члены парламента Великобритании призывают главу МВД Саджида Джавида посодействовать в ограничении доступа России к базе данных Интерпола. По мнению парламентариев, Россия через Интерпол пыталась выследить основателя фонда Hermitage Capital Уильяма Браудера, и должна быть наказана за это.
Правда, в британском парламенте не уточнили, каким образом можно исключить Россию из Интерпола, и к каким малоприятным для европейской безопасности последствиям это приведет. Да и вряд ли страны ЕС поддержат эту инициативу, отражающую, скорее, хроническое желание Лондона как можно сильнее «насолить Кремлю».
Сегодня можно констатировать: Дональд Трамп, начав широкомасштабную торговую войну со всем миром, и прежде всего, с Европой, буквально «подтолкнул» Старый Свет к улучшению отношений с Россией, а значит, Москве надо воспользоваться такой уникальной ситуацией и попытаться пробить брешь в разваливающемся «едином фронте» Европы и США. Но для этого России понадобится использовать не столько политические, сколько экономические методы воздействия на Евросоюз, привлекая его, прежде всего, возможностью получения экономической выгоды от смягчения или полного прекращения антироссийских санкций. В этом смысле трудно переоценить значение таких масштабных и выгодных России и ЕС проектов, как «Северный поток-2», уже поддержанных Германией, Францией, Финляндией и рядом других стран Евросоюза.
Петр Сергеев