Украинский след на северокорейских ракетах

15 августа 2017 15:54:47

2623

По данным NYT, запуск межконтинентальных ракет в КНДР связан с приобретением ракетных двигателей, выпускаемых на Украине.

Опубликованная 14 августа в «The New York Times» статья о возможном участии Украины в развитии ракетно-ядерной программы КНДР вызвала в Киеве эффект разорвавшейся бомбы, и пока официальные лица вроде секретаря СНБО Александра Турчинова пытались опровергнуть эту информацию и объяснить все «происками пророссийских сил», лидер оппозиционной партии «Батькивщина» Юлия Тимошенко назвала историю с украинскими ракетными двигателями «преддверием катастрофы Украины» и «прямым следствием преступной власти Петра Порошенко». 

«Не исключено, что запуск межконтинентальных баллистических ракет в КНДР связан с приобретением на «черном» рынке ракетных двигателей, производимых на Украине», –  пишет «The New York Times» со ссылкой на эксперта Международного института стратегических исследований Майкла Эллемана и источники в разведслужбах США, – «После ряда неудач, КНДР два года назад вдруг кардинально изменила конструкцию своих ракет и сменила поставщиков деталей, необходимых для сборки этих ракет».

По информации газеты, американские эксперты, изучавшие фотографии, на которых Ким Чен Ын осматривает новые ракеты «Хвасон-14», считают, что ракетные двигатели для первой ступени этой ракеты, как и двигатели для ракеты «Хвасон-12», произведены на украинском заводе «Южмаш» в Днепре, бывшем Днепропетровске.

«Именно это предприятие, по мнению экспертов, может быть наиболее вероятным местом сборки ракетных двигателей, используемых в северокорейских ракетах», –  считает «The New York Times», – «Такие двигатели могли стоять и на двух ракетах «Хвасон-14», испытательные пуски которых Пхеньян провел в июле».

«Если эта информация подтвердится, Украину ждет катастрофа», –  написала 15 августа в Facebook лидер «Батькивщины» Юлия Тимошенко, – «Украина может подпасть под санкции и остаться без какой-либо помощи цивилизованного мира. Такая ситуация – прямое следствие непрофессионализма и преступности президента Петра Порошенко и премьер-министра Владимира Гройсмана».

Возможно, Тимошенко просто воспользовалась случаем, чтобы в очередной раз «ущипнуть» Порошенко и заодно приподнять свой рейтинг. Но Юлия Тимошенко в свое время поработавшая премьер-министров Украины, как никто другой знает и нравы, царящие в украинском политическом бомонде, и ситуацию на предприятиях вроде «Южмаша», а еще в 2015 году это оборонное предприятие, оставшись без российских заказов, не могло даже выплачивать своим рабочим зарплату. И вдруг все резко изменилось:  откуда-то появились деньги, и предприятие заработало «на полную катушку». Это при том, что «Южмаш» потерял российский рынок, а на украинском рынке у его продукции просто нет покупателей.

Если вспомнить регулярно всплывающие истории о «мелких шалостях» украинских производителей оружия на «черных» рынках в Ливии, Южном Судане или Анголе, можно предположить, что и северокорейцы могли спокойно купить на «Южмаше» и технологии, и специалистов. Можно вспомнить и о скандалах, связанных в «черными» поставками в Иран и Китай украинских стратегических крылатых ракет воздушного базирования. Словом, для Украины тайно продавать вооружения и технологии – дело привычное. Тем более когда речь идет о немалых деньгах.

По мнению экспертов, сейчас Пхеньяну нет смысла покупать готовые ракетные двигатели  –  он куда больше заинтересован в получении технологий, и привлечении квалифицированных инженеров, работавших на оборонных предприятиях. И эти технологии, и этих специалистов северокорейцы вполне могли получить в Днепропетровске.

Обращают на себя внимание синхронизированные по времени попытки опровержения этой информации, появившиеся и на Украине, и в США.

«Наши двигатели высоко ценятся и известны во всем мире, и, возможно, кому-то удалось сделать их копии», –  заявил в интервью украинскому сетевому изданию «Страна.UA» генеральный конструктор КБ «Южное» Александр Дегтярев, – «Никто из наших сотрудников не был задействован в помощи Северной Корее по созданию ракет».

Для пущей важности Дегтярев напомнил, что в 2012 году на «Южмаше» были задержаны и потом осуждены на 8 лет за шпионаж два сотрудника северокорейского представителя в Белоруссии, Рю Сонг Чель и Ли Тхэ Киль, пытавшиеся выкрасть на украинском предприятии некие секретные документы.

«Шпионов задержали, когда они фотографировали секретную диссертацию, но никакой утечки информации тогда не произошло», –  утверждает Александр Дегтярев.

Однако задержание шпионов в 2012 году вовсе не означает, что Пхеньян прекратил засылать своих людей на Украину в 2013, и тем более в 2014-1017 годах, когда в стране окончательно воцарился хаос. Никто не гарантирует, что какие-то украинские специалисты, оставшись без средств к существованию на чахнущем «Южмаше», не подались на заработки в Северную Корею, где и сегодня помогают местным коллегам создавать и совершенствовать ракеты «Хвасон-14».

Между тем, и многие политики в США вовсе не заинтересованы в том, чтобы всплыла информация о реальном участии Украины в северокорейских ракетно-ядерных проектах, реализация которых напрямую угрожает безопасности Соединенных Штатов. В противном случае, этим политикам будет трудно и дальше использовать Украину в качестве «раздражителя» на юго-западных рубежах России, и тем более, помогать «растущей украинской демократии», которая, может статься, и сегодня помогает Пхеньяну ковать ракетно-ядерный щит, а заодно и меч.

А потому в ход идут и самые экзотические объяснения, например, о том, что ракетные технологии Пхеньяну передал… Тегеран.   

«Последние ракеты Пхеньян разработал без помощи Украины», –  заявил эксперт американского Центра по нераспространению ракетного оружия Джошуа Поллак.

«КНДР занимается производством ракетных двигателей много лет», –  цитирует его слова РИА Новости, – «Корейцы вполне могли бы изготовить 80-тонный двигатель с помощью Ирана».

Правда, Поллак тут же признал, что «корейский двигатель действительно напоминает советский ракетный двигатель РД-20».

«Полагаю, что его разработчики воспользовались украденными технологиями, и украли их еще в Советском Союзе», –  говорит американский эксперт, – «А двигатели «March 18» на ракете «Хвасон-12» и на первой ступени «Хвасон-14» совсем другие. Они похожи на советские двигатели, которые производили на украинском предприятии «Южмаш», но они меньше, да и не такие мощные».

Очевидно, что и определенные круги в США, и украинские власти будут в унисон отрицать саму возможность помощи Украины Северной Корее в разработке ракетных систем. В Киеве уже успели объяснить появление статьи в «The New York Times» «происками пророссийских сил» и «провокацией Москвы». Однако, как бы ни открещивались киевские начальники от «украинского следа» в северокорейской ракетной программе, след этот все равно останется…

Петр Сергеев
Теги: Украина, КНДР, «Хвасон-14», «Южмаш»