Все ждут реакции Кремля, а её всё нет. Лидер «Яблока» обратился к Путину в связи с последними событиями в Чечне

Все ждут реакции Кремля, а её всё нет. Лидер «Яблока» обратился к Путину в связи с последними событиями в Чечне Фото © «Гражданские силы.ру»

03 февраля 2022 16:59:00

6085

Председатель партии «Яблоко» Николай Рыбаков обратился к президенту России Владимиру Путину с призывом остановить массовые нарушения прав человека в Чечне

Текст обращения приводит пресс-служба партии.

Рыбаков напомнил о недавнем скандале с вывозом из Нижнего Новгорода жены федерального судьи в отставке Сайди Янгулбаева Заремы Мусаевой и последующих угрозах главы Чечни Рамзана Кадырова и других чеченских чиновников в адрес государственных и общественных деятелей. Лидер «Яблока» констатировал, что федеральная власть никак не отреагировала на подобное поведение руководства субъекта РФ. Между тем, по его словам, угрозы в адрес известных и медийных личностей вызывают общественный резонанс, но даже он не останавливает чеченских чиновников. Что же тогда они могут позволить себе в отношении простых граждан?

«Как президент страны Вы несете всю полноту политической и человеческой ответственности за жизнь и здоровье людей, в адрес которых звучат смертельные угрозы. Нынешняя власть в нашей стране устроена так, что только Вы можете попытаться спасти жизнь этих и многих других людей в Чечне, Ингушетии и России», — заключил Рыбаков.

История с вывозом в Чечню жены Янгулбаева и последующими событиями, действительно, всё больше напоминает средневековье в XXI веке. Оказалось, что обвинения в терроризме члена СПЧ и журналистов известных изданий – это далеко не предел.

Депутат Госдумы от ЧР Адам Делимханов во время эфира в своём Instagram-аккаунте на чеченском языке пообещал найти членов семьи Янгулбаевых и отрезать им головы. Аналогичная угроза прозвучала в адрес тех, кто переведёт это заявление на русский. Перевод всё же появился, его опубликовали журналисты русской службы BBC.

«Это депутат Госдумы, и естественно эти слова воспринимаются всерьёз и с реальной возможностью исполнения его угроз, он действительно это может сделать», — сказал один из сыновей судьи, правозащитник и экс-юрист Комитета против пыток* (внесен в реестр НКО-иноагентов, — прим.ред.) Абубакар Янгулбаев. Заявление, больше подходящее боевикам ИГИЛ** (запрещенная в России террористическая организация, — прим.ред.), а не депутату российского парламента, действительно не может не вызывать беспокойство. Реакция на такие слова последовала даже из самой нижней палаты парламента. Зампред комитета ГД по этике, депутат от КПРФ Николай Арефьев призвал прокуратуру проверить высказывания Делимханова и поставить его на учёт, назвав его опасным для общества.

Примерно в это же время к Владимиру Путину с призывом вмешаться в ситуацию обратилась редакция радиостанции «Эхо Москвы». Главред Алексей Венедиктов выразил солидарность с «Новой газетой» и телеканалом «Дождь»*** (внесен Минюстом РФ в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента, — прим.ред.), ставшими объектом угроз со стороны Кадырова.

«Обращаем внимание правоохранительных органов на эти нарушающие законы РФ заявления от высокопоставленного чиновника, являющегося генералом МВД. Просим Президента РФ как гаранта Конституции РФ вмешаться в эту ситуацию», — написал Венедиктов.

В Кремле на это обращение ответили, хотя и нельзя сказать, что ответ был по существу. Пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков сообщил СМИ, что в Кремле получили обращение «Эха Москвы» и доложили президенту. Дальнейших разъяснений пока не последовало.

Впрочем, это уже хорошо. Господин Песков хотя бы признал наличие такого обращения. Прежде сразу после задержания и вывоза в Грозный жены Сайди Янгулбаева, пресс-секретарь президента вообще заявлял, что в Кремле «предпочитают не верить» таким сообщениям. Эту универсальную формулировку можно было бы применять и дальше. Какие бы ни были доказательства реальности происходящего, всегда можно предпочесть в них не поверить. А ещё можно не включать эти события в свои планы. Именно так, согласно заявлению его пресс-секретаря, и поступил Владимир Путин. Он не планирует разбираться с делом семьи Янгулбаевых. Песков посоветовал в случае угроз безопасности обращаться в правоохранительные органы. Что делать, если сами правоохранители причастны к этим угрозам безопасности, чиновник не уточнил.

К вечеру 2 февраля к обращениям с требованием прекратить сыпать угрозами направо и налево присоединился глава партии «Справедливая Россия – За правду» Сергей Миронов. Он также попросил прокуратуру дать оценку словам Делимханова, а ФСБ – обеспечить безопасность Янгулбаевых. У самого федерального судьи и его сыновей несколько иной взгляд на происходящее. На защиту ФСБ они априори полагаться не стали и просто покинули территорию РФ, не успев вывезти за границу лишь Зарему Мусаеву. Сама жена федерального судьи, между тем, уже стала фигуранткой уголовного дела о применении насилия к полицейскому (ст.318 УК РФ).

Накануне в Грозном прошёл многотысячный митинг, на котором топтали, били палками и сжигали портреты Янгулбаевых. Во что в итоге выльется эта возгонка ненависти и беспрестанные угрозы руководства Чечни в адрес разных людей и организаций – остаётся только догадываться. Одно ясно уже сейчас: руководство России не видит в происходящем ничего особенного. Перефразируя слова Путина, сказанные по другому поводу, можно констатировать: хотели бы отреагировать, отреагировали бы. Но сейчас, когда журналистское и правозащитное сообщество «стоит на ушах», Кремль хранит олимпийское спокойствие. Не то, что кадровых изменений, но даже порицаний в адрес Кадырова и его соратников так и не прозвучало. Более того, по заверениям пресс-службы главы Чечни, 2 февраля состоялась его встреча с Владимиром Путиным. На ней обсуждались социально-экономическая ситуация в регионе и борьба с пандемией. Темы вполне обыденные, ничего экстраординарного. Правда, встреча оказалась внеплановой, и сперва информация о ней даже не появилась на сайте Кремля. Но позже Песков подтвердил, что разговор состоялся. Сам Кадыров назвал беседу с президентом доброй и сообщил, что Путин поддержал чеченские власти. После этого глава республики отправился на встречу ещё и с премь-министром Мишустиным и членами правительства. Одним словом, в Грозном всё спокойно, в Москве – тоже. Лидеры республиканской и федеральной власти встречаются и по-доброму беседуют. Той реакции Кремля, которой настойчиво добиваются представители независимых СМИ и оппозиционных партий, можно, похоже, уже не ждать.

 

*Комитет против пыток — в 2015 году после внесения Минюстом в реестр иноагентов организация была ликвидирована; в данный момент работает под тем же названием без образования юридического лица.

**ИГИЛ — террористическая организация, запрещенная в России

***Телеканал «Дождь» — внесен Минюстом РФ в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента

Алексей Черников
Теги: Кремль, Чечня, Яблоко, нарушения прав