Энергетические планы Трампа могут столкнуться со сложностями

Энергетические планы Трампа могут столкнуться со сложностями freepik

21 января 2025 11:13:00

6242

Избранный президент США Дональд Трамп после церемонии инаугурации официально вступил в должность и теперь сможет приступить к исполнению своих предвыборных обещаний. Одним из них было увеличение добычи нефти и природного газа, которое должно позволить Соединённым Штатам не только обеспечивать собственные потребности, но и расширить экспорт энергоресурсов и занять новые рынки

Республиканец, среди прочего, собирался ввести налоговые послабления для добывающих компаний, которые в перспективе должны позволить снизить стоимость топлива и электроэнергии для американских потребителей.

Некоторые другие подробности того, как 47-й президент будет стимулировать нефтегазовую отрасль, приводит агентство Bloomberg. В частности, Трамп может своим указом объявить чрезвычайное положение в области энергетики, которое даст ему ряд специальных полномочий. Президент США сможет единолично вносить изменения в правила транспортировки углеводородов и распределения электричества. Также Трамп, вероятнее всего, отменит ряд экологических запретов, введённых при прежнем главе государства Джо Байдене. Он может инициировать отмену или сокращение льгот для электромобилей и снова разрешить выдачу лицензий на добычу нефти на федеральных землях и морском шельфе, прежде всего на Аляске, в Техасе и Мексиканском заливе, которую Байден ограничил, ссылаясь на необходимость борьбы с изменениями климата.

По мнению аналитиков Institute of International Finance, администрация Трампа может применить и другие меры дерегулирования отрасли, призванные привлечь новые инвестиции и нарастить добычу. В частности, надзорные органы могут вновь сократить сроки выдачи разрешений на разведку и добычу углеводородов. Время рассмотрения таких запросов при Джо Байдене выросло в полтора раза, с 174 до более чем 250 дней. Кроме того, может быть облегчено согласование прокладки новых трубопроводов. Избранный президент обещал также снять ограничения на экспорт сжиженного природного газа, а для этого необходимо разрешить расширение СПГ-терминалов, которое при прежней администрации было поставлено на паузу ради проведения дополнительных экологических экспертиз.

Наконец, на пользу делу может быть поставлена и внешняя политика. Недавно Bloomberg сообщал, что уже в феврале может быть введён крупный пакет санкций против Ирана. По данным агентства, администрация Дональда Трампа рассматривает сценарий возвращения к максимальному давлению на эту страну. Очевидной целью является отказ Тегерана от военной ядерной программы и недопущение создания Ираном ядерного оружия, а также отказ от враждебных действий против Израиля – основного союзника США на Ближнем Востоке. Но побочным эффектом ужесточения санкций станет и сокращение экспорта иранской нефти. Ведь именно нефтяной сектор, как ожидается, станет главной мишенью для ограничительных мер.

Аналогичная судьба может ждать двух других крупных экспортёров нефти – Россию и Венесуэлу. Наиболее масштабный пакет санкций против российской энергетики был введён ещё 10 января. В «чёрный список» попали «Газпромнефть» и «Сургутнефтегаз», трейдеры, нефтесервисные и страховые компании, а также десятки танкеров, перевозивших российскую нефть.

На фоне активного обсуждения возможных будущих российско-украинских переговоров, на которых настаивает Трамп, можно было бы ожидать некоторого смягчения санкционного давления при новом президенте. Но ситуация, судя по всему, складывается иначе. Скотт Бессент, выдвинутый Трампом на должность министра финансов, пообещал поддержать дальнейшее ужесточение санкций против российской нефтегазовой отрасли.

Эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков также считает, что ждать смягчения санкций в ближайшее время не стоит, а даже если возникнут политические предпосылки для разрядки напряжённости, ограничения в сфере энергетики будут сниматься в последнюю очередь.

Издание Axios утверждает, что команда Трампа намерена предпринять усилия для смены режима в Венесуэле и смещения президента Николаса Мадуро. Венесуэла обладает крупнейшими в регионе запасами углеводородов, и представители бизнеса предлагали Трампу ослабить санкционный режим против Каракаса, чтобы можно было импортировать оттуда нефтепродукты. Однако республиканец не проявил интереса к этой инициативе. А значит всплеска поставок на мировой рынок венесуэльской нефти, добыча которой под действием американских санкций рухнула в 10 раз, по-видимому, можно не ждать. Если добавить к этому слова Трампа о том, что Евросоюз должен покупать больше американских нефти и газа или рискует столкнуться с повышением пошлин для своих товаров, можно сделать вывод, что расчистка внешних рынков под американские энергоресурсы станет одной из значимых целей внешней политики при Трампе.

Однако для того, чтобы продавать больше нефти и газа за рубеж должны быть в реальности достигнуты планы по росту их добычи. И здесь начинаются сложности. Аналитики IIF указывают, что два обещания Трампа прямо противоречат друг другу. С одной стороны, он обещал американцам дальнейшее снижение внутренних цен на топливо, а с другой, намеревается стимулировать рост добычи и экспорта. Но бизнес не будет активно инвестировать в добычу ископаемых, которые дешевеют, поскольку эти вложения могут просто не окупиться. Расчёты показывали, что значительный рост добычи нефти в США возможен, если мировые цены будут находиться выше 89 долларов за баррель. Однако пока никакие прогнозы такого подорожания не обещают. В этом году, вероятнее всего, стоимость нефти будет находиться в районе $73. Кроме того, любые инвестиции такого масштаба рассчитаны на годы или даже десятилетия будущего развития бизнеса. Вряд ли первые же шаги Трампа по дерегулированию отрасли убедят предпринимателей в долгосрочности этой стратегии. И реальный эффект в виде роста добычи даже при благоприятных обстоятельствах проявится уже после того, как срок президентства Трампа закончится. По словам Игоря Юшкова, для получения первых значимых результатов потребуется не меньше 3-4 лет.

Таким образом, в том, что Дональд Трамп действительно попытается простимулировать развитие нефтегазовой отрасли, можно не сомневаться, однако в значительной степени его слова о достижении энергетического господства США с одновременным падением топливных цен могут остаться лишь обещаниями.

Алексей Черников
Теги: Дональд Трамп, США, энергоресурсы