ЕС и Австралия активизируют переговоры по соглашению о свободной торговле
Фото © «Гражданские силы.ру»
06 февраля 2026 16:49:00
На фоне более напряжённых отношений с США Брюссель за последние месяцы подписал торговые соглашения с рядом стран, включая государства Южной Америки, Индонезию и Индию, а также ведёт диалог с Таиландом, Филиппинами и Малайзией. На очереди – подписание соглашения о свободной торговле с Австралией. Какова стратегия ЕС, и какие перспективы и вызовы стоят перед блоком?
Возобновление диалога после паузы
ЕС и Австралия предпринимают новые шаги к заключению соглашения о свободной торговле, переговоры по которому оставались замороженными с конца 2023 года. Министр торговли Австралии Дон Фаррелл в ближайшее время планирует посетить Брюссель для переговоров с еврокомиссаром по торговле Марошем Шефчовичем. В Еврокомиссии подтвердили подготовку встречи.
В этом контексте соглашение с Австралией рассматривается ЕС как часть стратегии по «диверсификации экономики» и укреплению «многосторонней торговой системы».
Глава Европейско-австралийского делового совета Джейсон Коллинз заявил: «Мы не можем представить ситуацию, в которой это соглашение не будет заключено. С обеих сторон есть понимание, что это критически важная сделка, и что необходимо найти решение».
Экономический контекст
Активизация переговоров происходит на фоне изменений в мировой торговле. Введение тарифов со стороны США, а также использование Китаем торговых ограничений в отношении отдельных товаров, включая редкоземельные металлы, подталкивают страны ЕС к пересмотру своих экономических связей. Министр иностранных дел Германии Йоханн Вадефуль, находившийся с визитом в Канберре, призвал Австралию к более тесному взаимодействию с Европой для поддержки так называемой «международной системы правил». Министр иностранных дел Австралии Пенни Вонг в ответ заявила: «Мы приветствуем сильную поддержку Германии» и выразила надежду на прогресс в «ближайшем будущем».
Критически важные минералы и сельскохозяйственный сектор
Отдельное внимание в ходе переговоров между Германией и Австралией было уделено сотрудничеству в сфере критически важных минералов, цепочки поставок которых в значительной степени контролируются Китаем. Так, Германия является крупным потребителем лития и других металлов, используемых в сфере автомобилестроения, оборонных технологиях и секторе возобновляемой энергетики; Австралия же располагает значительными запасами этих ресурсов.
«Центральный вопрос переговоров здесь – более тесное сотрудничество в области критически важного сырья, такого как редкоземельные металлы. И это вопрос экономической безопасности, — заявил Вадефуль. — Мы должны диверсифицировать наши цепочки поставок, и мы должны сотрудничать как можно теснее».
Тем не менее, ключевые разногласия сохраняются. Основным препятствием остается доступ австралийской сельскохозяйственной продукции, прежде всего говядины, на рынок ЕС. Именно этот вопрос стал причиной срыва переговоров в 2023 году. Фаррелл ранее отмечал, что он по-прежнему остается нерешенным.
Регионовед и политолог Матвей Котенко в беседе с изданием «Гражданские силы.ру» рассказал, что «Брюссель стремится снизить зависимость от отдельных крупных торговых партнёров (главным образом, США и Китая) и укрепить устойчивость внешнеэкономических связей за счёт увеличения количества торговых соглашений с государствами разных регионов.
«Речь идёт не только о доступе к рынкам сбыта, но и о формировании более диверсифицированных цепочек поставок в энергетическом, сырьевом и иных критически важных секторах. Соглашение с Австралией логично вписывается в эту линию, поскольку рассматривается как партнёрство с экономически и политически близкой страной, разделяющей общие ценности.
При этом перспективы заключения соглашения сопровождаются и рядом вызовов. Внутри самого ЕС сохраняется напряжение, нередко поддерживаемое оппозиционной властям позицией чувствительных секторов, прежде всего сельского хозяйства. Кроме того, расширение торговых связей требует от Объединения способности поддерживать единую позицию между государствами-членами, что становится сложнее на фоне различий в экономических приоритетах.
В перспективе возможно заключение договора между ЕС и Австралией по принципу договора с Индией, не затрагивая чувствительные для блока сектора, но на практике реализация подобного сценария существенно сложнее, чем в случае с Индией.
Для Канберры сельскохозяйственный экспорт является одним из наиболее важных направлений внешнеэкономической деятельности, и исключение или сильное ограничение товарооборота в рамках этого сектора существенно снижает ценность соглашения. Именно доступ на рынок ЕС для говядины и аграрной продукции стал центральной причиной срыва переговоров между двумя сторонами в 2023 году.
Вероятным выглядит компромиссный вариант, при котором чувствительные для европейцев сектора формально включаются в соглашение, но сопровождаются жёсткими квотами», — резюмировал эксперт.
Никита Сенюшкин

