Почему российский рынок остается приоритетным для Грузии
Фото © «Гражданские силы.ру»
07 февраля 2026 12:51:00
У России есть шансы в ближайшие годы выйти на первое место среди торговых партнеров Грузии на фоне устойчивого роста двустороннего товарооборота, заявил президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ Сергей Катырин
По данным Национальной службы статистики Грузии, товарооборот между Россией и Грузией в 2025 году составил 2,688 млрд долларов, что на 6,3% больше показателя 2024 года, Россия заняла третье место среди внешнеторговых партнеров Грузии.
«При условии сохранения существующих тенденций и дальнейшего совершенствования логистики и делового взаимодействия Россия может стать основным торговым партнером Грузии в ближайшие годы», — сказал Катырин.
Как отметил президент ТПП РФ, ключевую часть грузинского экспорта в Россию составляет продукция пищевой и перерабатывающей промышленности, в первую очередь это вино, минеральная вода, безалкогольные напитки, а также фрукты и орехи. Российские поставки в Грузию сконцентрированы на нефтепродуктах, природном газе, зерне, сырой нефти и растительных маслах.
Дополнительные возможности для роста, по мнению главы ТПП РФ, связаны с развитием логистических развязок, упрощением финансовых расчетов, расширением прямых контактов между предприятиями двух стран, а также реализацией совместных проектов в промышленности, агропромышленном комплексе и сфере услуг.
Политический аналитик Сергей Брекотин считает, что расширение торговых отношений между Россией и Грузией во многом связано с тем, что к руководству в закавказской республике пришли национально ориентированные политики.
«С 2008 года формально дипломатических отношений между странами нет. Но для торговли это далеко не всегда необходимо.
Экспорт вина, воды, фруктов, орехов банально требует рынка сбыта. Российский рынок исторически понятный, логистически близкий, с привычным потребителем и часто родственными связями и налаженными контактами. Мы банально заметно ближе, чем та же Европа или многие другие рынки. Это чистая арифметика, понятная школьникам. Кроме того, Россия остается крупным поставщиком энергоресурсов и зерна. А это базовые потребности экономики. Если товар дешевле и доступнее, его будут покупать», — сказал изданию аналитик.
По его словам, после 2022 года Грузия стала транзитной площадкой и для параллельных поставок. Все понимают, что часть оборота — это не классический экспорт-импорт, а реэкспорт или сервисные операции.
«В отличие от России Грузия небольшое государство, и ей важно демонстрировать политическую самостоятельность. Но при этом, зачем отказываться от экономической выгоды? Та самая многовекторность, про которую любят говорить политологи. Внутри страны можно говорить о европейском векторе, а на уровне бизнеса считать деньги.
Поэтому формула простая. Политика — отдельно, экономика —отдельно. Товарооборот уже 2,7 млрд долларов, и он растет. При текущей динамике Россия действительно может выйти на первое место. Не потому что любовь, а потому что география, структура спроса и логистика. У нас любят грузинскую кухню, грузин, и большинству людей не важно, что говорят политики», — резюмировал Сергей Брекотин.
Доктор политических наук, член-корреспондент Российской Академии Естествознания Александр Гусев в комментарии «Гражданским силам.ру» отметил, что для Тбилиси российский рынок остается ключевым не только из-за географической близости, но и в силу отсутствия реальных альтернатив.
Эксперт считает, что можно говорить о том, что расширение торговли с Россией для Грузии — это вопрос выживания определенных отраслей. Попытки диверсифицировать экспорт и полностью переориентироваться на ЕС пока не принесли желаемых объемов: конкуренция на западных рынках огромна, а логистика обходится дорого. Но и не только в этом дело. В то время как европейские и западные рынки предъявляют крайне высокие требования к сертификации и качеству продукции, российский потребитель хорошо знаком с грузинскими брендами и готов их покупать.
«Для многих грузинских производителей, особенно в аграрном и винодельческом секторах, экспансия на север остается единственным способом сохранить рентабельность бизнеса и обеспечить приток валюты в страну», — подчеркнул профессор.
Дмитрий Тарасов

