Индия может пойти на уступки США в вопросе покупки венесуэльской нефти
Фото © «Гражданские силы.ру»
02 февраля 2026 19:33:00
Президент США Дональд Трамп ждет от Индии закупок венесуэльской нефти. По его словам, Индия вышла на рынок и будет покупать венесуэльскую нефть, в противовес покупке ее у Ирана
«Мы уже заключили эту сделку, концепцию сделки», — сказал Трамп журналистам.
Политический обозреватель Юрий Светов в беседе с изданием «Гражданские силы.ру» высказал мнение, что Индия в данном вопросе пойдет на некоторые уступки США, но при этом продолжит покупать и российскую нефть, и иранскую.
«Венесуэльская нефть сама по себе тяжелая, в ней много серы, из-за чего сложно перерабатывать. Американские НПЗ, в основном расположенные на побережье Мексиканского залива, были ориентированы именно на такой тип сырья. Но со временем заводы переориентировались на канадскую тяжелую нефть — того же типа. Поэтому американцы пока не могут эффективно использовать венесуэльскую нефть. Но, ведь, что-то с ней делать надо. Нефтепереработчики и добывающие компании готовы принимать нефть из Венесуэлы, но требуют от государства компенсаций. Поэтому американцы изучают рынки сбыта: ищут страны, на которые можно надавить, чтобы они покупали венесуэльскую нефть и одновременно отказались бы от закупок российского сырья. В этом смысле на руку может подойти Индия», — сказал обозреватель.
По его словам, из венесуэльской нефти в основном остается остаток — битум. Помимо самой переработки нужно думать, как реализовать этот битум: купят его или нет, где будут его использовать. Иранская же нефть в значительной степени перерабатывается в бензин, керосин и другие востребованные продукты, что делает ее удобнее для рынков вроде Индии или выгодной перепродажи.
«Логистически и технологически работать сложнее с венесуэльской нефтью, но, возможно, США пообещают Индии какие‑то преференции. Думаю, Индия в чем‑то уступит. Сейчас она заняла позицию «не ссориться ни с кем» — будет покупать и российскую, и иранскую нефть, но при этом возьмет и некоторую долю венесуэльской. Убытки от ее переработки Индия постарается компенсировать за счет маржи от российской и иранской нефти. Она играет в долгую и рассчитывает, что рано или поздно санкционный режим в итоге будет смягчен, главное, что у них есть и рынки, и производство», — резюмировал Юрий Светов.
Американист Никита Сенюшкин в комментарии «Гражданским силам.ру» обозначил стратегический расклад США. По его мнению, для Вашингтона был бы идеален сценарий «мягкой силы». При нем Индия получает стабильную нефть без риска вторичных санкций, Россия и Иран теряют долю на критически важном рынке, а Венесуэла получает финансовый фундамент для трансформации режима под контролем США.
«В первую очередь необходимо учитывать уникальное положение Индии в современной геополитике. Страна зарекомендовала себя как крайне интересный и, можно сказать, «полусоюзник» Соединенных Штатов. Несмотря на то, что Дели является значительным покупателем американского вооружения, это партнерство не оформлено в рамках каких-либо жестких и обязывающих союзнических соглашений. Отсутствие прямых обязательств перед США дает Индии значительную стратегическую автономию. Она обладает свободой выбора своих внешнеполитических партнеров и способна гибко маневрировать между различными полюсами силы, тогда как для Вашингтона Индия представляет собой исключительно важного стратегического партнера», — сказал эксперт.
По словам Никиты Сенюшкина, эта сложная структура отношений неизбежно влияет на обсуждение ключевых экономических и политических вопросов, особенно в энергетическом секторе. Очевидно, что одним из центральных пунктов будущих переговоров, даже если это не будет прямо заявлено, станет вопрос о российской нефти. Вполне возможно, что упоминание Дональдом Трампом иранской нефти служат своего рода дипломатическим приемом. Такой подход позволяет поднять вопрос о роли энергоресурсов в политической повестке дня и проиллюстрировать потенциальные механизмы воздействия, не акцентируя внимание на более чувствительной и политически заряженной теме российской нефти. Не исключено, что такой политик, как Трамп, возможно, пока просто не хочет напрямую обозначать, что речь идет именно о российской нефти, предпочитая использовать иранский кейс, как своего рода пробный шар или предвестник более масштабного обсуждения энергетической политики.
«Таким образом, Индия, обладающая стратегической гибкостью и мощными переговорными позициями, будет формировать свою позицию по энергетическим вопросам в рамках сложного баланса собственных интересов и мировых политических реалий, а США придется учитывать эту независимость при построении своих стратегий.
Маловероятно, что Индия решится пожертвовать выгодами от партнерства с США ради сохранения поставок из России. Трамп, по сути, предлагает индийскому руководству закрыть вопрос энергетической безопасности «раз и навсегда». Его позиция сводится к простому ультиматуму: «Переходите на нефть, свободную от санкционных рисков, и тогда вы получите гарантии спокойствия — как со стороны моей администрации, так и со стороны моих преемников». Это, пожалуй, самый важный аспект: Вашингтон предлагает Индии не просто смену поставщика, а долгосрочный иммунитет от политического и экономического давления. И в этой игре геополитическая стабильность для Дели может оказаться важнее сиюминутной экономической выгоды. Трамп может получить сильный козырь. В случае успешного решения вопроса, он сможет заявить, что не просто нашел решение для Индии, но и обеспечил Венесуэлу стабильным и крупным покупателем», —заключил американист.
Дмитрий Тарасов

