Поездка Стармера в Китай отражает смену приоритетов Лондона
Фото © «Гражданские силы.ру»
01 февраля 2026 15:35:00
Трёхдневный визит премьер-министра Британии Кира Стармера в Китай стал первым на подобном уровне за восемь лет и был воспринят в Пекине прежде всего как сигнал экономического прагматизма. Зачем Стармер поехал в Китай, и какие выгоды хотят для себя извлечь обе стороны?
Экономический акцент визита
Китайские государственные и аффилированные с ними СМИ обратили внимание на состав делегации, сопровождавшей главу британского правительства. В нее вошли около 50-60 представителей бизнеса и культурных организаций. Этот факт был интерпретирован как стремление Лондона сосредоточиться на восстановлении экономических связей на фоне замедления роста британской экономики и более напряжённых отношений с США.
Китайские источники отметили, что визит не означает возврата к прежнему формату тесных отношений, но отражает необходимость углубления связей между двумя государствами. Аффилированный с Beijing Daily аккаунт в соцсетях отметил: «Если китайско-британские отношения в последние несколько лет характеризовались формулой «политика важнее экономики, а экономика отодвинута на второй план», то на этот раз это больше похоже на перестановку, при которой «экономика выходит на первый план, а политика отходит на второй».
Позиции Пекина и Лондона
В Пекине визит был интерпретирован как «выбор в пользу укрепления прагматичного сотрудничества под экономическим давлением». Для Британии углубление сотрудничества с Китаем может стать импульсом роста экономики в связи с расширением доступа на китайский рынок, а для Китая –дополнительным стратегическим рычагом влияния на Европу.
Стармер публично обозначил стремление к более сложному и многослойному формату взаимодействия с КНР. Си Цзиньпин в свою очередь заявил: «Китайско-британские отношения в предыдущие годы столкнулись с трудностями, что не отвечало интересам ни одной из сторон».
В Лондоне визит рассматривается как попытка частично компенсировать экономические потери последних лет. По оценкам Национального бюро экономических исследований США, к 2025 году после выхода Британии из ЕС её ВВП сократился на 6-8%, а объём инвестиций – на 12-18%. На этом фоне Китай воспринимается как один из немногих рынков, способных предложить британским компаниям возможности роста.
Нерешенные вопросы
Несмотря на сделанный акцент на экономике, стороны не игнорируют существующие разногласия. Так, Стармер заявил: «Китай – важный игрок на мировой арене, и для нас жизненно важно выстроить с ним более продуманные отношения, где мы сможем находить возможности для сотрудничества и при этом вести содержательный диалог касательно вопросов, по которым мы не согласны».
Эксперты не ожидают значимых уступок по чувствительным темам ни одной из сторон.
Директор Китайского института SOAS (SOAS China Institute) в Лондоне Стив Цанг отметил: «Пекин будет работать над тем, чтобы помочь Стармеру представить визит как успешный, но он [Пекин] не пойдет ни на какие уступки в областях, которые имеют значение для Китая…».
Профессор университета Фудань Инь Чжигуан охарактеризовал происходящее так: «Эта дипломатическая корректировка Великобритании была продиктована реальностью – как необходимостью застраховаться от внешних рисков, связанных с действиями администрации Трампа, так и стремлением решить внутренние проблемы в виде вялой экономики и слабого управления».
Таким образом, визит Стармера в КНР можно рассматривать как попытку стабилизировать диалог, не отходя от своих политических позиций.
Никита Сенюшкин

