Совет мира: сможет ли работать американская замена ООН?
Фото: freepik
22 января 2026 12:20:00
В январе 2026 года администрация Дональда Трампа объявила о формировании альтернативной международной структуры – «Совета мира» – инициативы, которая одновременно отражает стратегические амбиции Соединённых Штатов и десятилетия дебатов о реформации ООН
Юридические основы
Изначально «Совет мира» был одобрен резолюцией Совета безопасности ООН №2803 в ноябре 2025 года для «координации восстановления сектора Газа». К январю 2026 г. публичные документы начали проявлять более широкую картину – «совет» планируется как значительно более амбициозный проект. Эксперты предполагают: структура под управлением президента США предусматривает выход за рамки ближневосточного конфликта. Так, новая организация предусматривает, что члены получают полномочия на основе финансовых взносов и политической приверженности – контраст с базовым принципом ООН, «суверенным равенством».
Стратегия США
Внешнеполитическая стратегия Вашингтона совмещает в себе два параллельных тренда: сохранение ООН с собственным постоянным местом в Совете безопасности и создание нового органа под американским контролем. C точки зрения правоведов, США сами часто порождают своими решениями парадокс: за последние два года Вашингтон использовал право вето для блокирования резолюций о прекращении огня в Секторе Газе в 6 случаях. В то же время администрация Трампа регулярно выражает недовольство неэффективностью ООН, начиная с 2016 года американские политики часто отмечают «отсутствие оперативности в разрешении конфликтов» и «несоответствие современным реалиям». В этих условия действия Вашингтона противоречивы: призывая к реформам ООН, одновременно с этим США создают собственную международную организацию.
Необходимость реформ ООН
Призывы реформации ООН чаще всего предполагают фокус на Совете безопасности. Первым попыткам предлагаемых изменений в этом году исполняется уже более 60 лет. Основным «камнем преткновения» является «принцип единогласия», заложенный в пункте 3 статьи 27 Устава ООН. Он предписывает «совпадающие голоса всех постоянных членов»: любые изменения структуры Совета безопасности требуют согласия всех 5 постоянных членов СБ – России, США, Франции, Великобритании и Китая.
На протяжении многих лет крупные мировые экономики – Германия, Бразилия, Индия и Япония – лоббируют расширение СБ, чтобы занять своё постоянное место с правом вето. Несмотря на аргументацию, эта инициатива отвергается: США официально выступают за добавление постоянных африканских членов СБ без предоставления им права на запрет.
Однако за последние годы участники ООН согласились немного исправить «дисбаланс власти» в Совете безопасности. Так, в 2022 г. была принята инициатива, которая предусматривает автоматический созыв заседания Генеральной ассамблеи каждый раз, когда постоянный член использует право вето. С помощью новой процедуры всем странам гарантируется открытая и прозрачная политическая дискуссия. Таким образом, считают эксперты, для постоянных членов повысилась «политическая стоимость» использования привилегированного запрета.
Перспективы ситуации
Замена ООН «Советом мира», по мнению юристов по международному праву, практически невозможна: решение потребует либо формальной поправки Устава ООН, либо замену самой организации через резолюцию. Последняя успешная поправка в Устав ООН произошла в 1965 г. C тех пор все более значительные реформы блокировались одним из постоянным членом.
Совет безопасности не имеет правовых полномочий на «упразднение» ООН. Так, власть постоянных участников ограничена лишь «поддержанием мира». Более того, Резолюция №2803, хотя и одобрила инициативу Трампа, создала новую структуру под мандатом ООН, не обозначив «Совет мира» как «замену». Новый орган будет существовать параллельно с ней, по примеру «G7» и БРИКС.
Стоит отметить и финансовую сторону вопроса – особенно актуальную для администрации Трампа. Минимальные издержки при создании «Совета мира» – от $25 до $55 млн в год. В «основную» бюрократию как минимум вошли бы секретариат, администрация и подчиняющиеся комитеты.
Предостерегая создание новой организации в формате дотационной структуры на примере ООН, администрация интегрировала коммерческую основу в архитектуру «совета». Трамп предложил ввести взнос за постоянный мандат – $1 млрд от каждой присоединяющейся страны, которая хочет остаться в этом органе. Согласно черновику будущего устава, одноразовый доход от «постоянных мест» потенциально оценивается в $20-60 млрд, если соответствующее количество стран внесут необходимую сумму. Бесплатное участие страны предусматривает личное рассмотрение Трампом продления права на участие по истечении 3 лет.
До новых уточнений «Совет» уже выделяется на фоне остальных международных организаций тремя ключевыми аспектами, это: модель финансирования, пожизненная власть председателя с правом вето и создание отдельной организации с помощью санкции ООН и резолюции Совета безопасности.
Мнение экспертов
По мнению американиста Арсения Канидьева, предложенный Трампом Совет мира в том числе является рычагом личного влияния президента – как и американские тарифы. Отказ от реформации ООН в пользу создания новой организации может демонстрировать поворот республиканцев от непринятия международного права к его активному использованию по примеру демократических администраций.
«Дональд Трамп в данный момент сфокусирован на реализации максимального количества реформ до наступления ноябрьских промежуточных выборов. Предполагаю, что расширение Совета мира до самостоятельного органа также входит в стратегию ускорения работы республиканской администрации.
Как и тарифы «Совет мира» также служит в руках Трампа рычагом политического давления. Данная инициатива выступает для президента дополнительной возможностью проверить дипломатическую позицию разных стран: например, желающие большего взаимодействия с Вашингтоном развивающиеся страны получают дополнительный канал связи с Белым домом. В рамках переговоров о создании нового международного органа, государства, которые добиваются прямых инвестиций от США и Европы, способны продемонстрировать дополнительную лояльность как Вашингтону, так и лично Дональду Трампу.
Возможно, что заявления о развитии Совета в отдельный орган также являются ещё одной трансформацией внешней политики США при Трампе. Создание отдельной организации демонстрирует, что республиканцы могут не отказываться от международного права, а наоборот – использовать его в своих целях», — сказал Арсений Канидьев изданию «Гражданские силы.ру».
Арсений Канидьев

