В английском соборе выставят для поклонения «Тайную вечерю» с чернокожим Христом

02 июля 2020 16:18:25

1909

Картина «Тайная вечеря» с изображением темнокожего Иисуса появится на алтаре Сент-Олбанского собора (Великобритания)

Таким необычным способом англиканские священнослужители решили выразить солидарность с движением «Жизни чёрных имеют значение». Художница Лорна Мэй Уодсворт написала Христа с темнокожего жителя Ямайки еще в 2009 году. Ее работа будет выставлена для поклонения в соборе 4 июля и пробудет там до октября. Об этом сообщает газета Daily Mail.

Картина является подражанием шедевру XV века Леонардо да Винчи, придавая при этом Христу черты жителя Ямайки.

Сообщение о появлении картины в соборе последовало менее чем через неделю после того, как архиепископ Кентерберийский Джастин Уэлби призвал Англиканскую церковь пересмотреть свое изображение Христа белым. По мнению главы англикан, христиане должны учитывать «глобальное понимание» Иисуса, и с этой целью показывать Его на храмовых картинах, фресках и прочих произведениях искусства не только «бледнолицым», но и как выходца из Китая, Африки или Ближнего Востока.

Вспыхнувшее в США и распространившееся даже в Европе движение за расовое равноправие в форме уличных погромов, сопровождающееся сносом памятников, впрочем, находит понимание среди не всех христианских конфессий.

Движение Black Lives Matter в США, Великобритании и некоторых других странах все в большей степени приобретает антихристианский и антицивилизационный характер, уверен заместитель управляющего делами Московской патриархии епископ Зеленоградский Савва (Тутунов). Об этом он написал в Telegram-канале, комментируя сообщения о том, что статуя императора Константина Великого (объявившего христианство официальной религией в IV веке), находящаяся неподалеку от Йоркского кафедрального собора в Великобритании, может «подвергнуться деконструкции из-за «прославления рабства», сообщает РИА Новости.

Епископа возмутило то, что борцы за равноправие посягнули на статую Константина Великого, утвердившего христианство в Римской империи, и причисленного Православной церковью к лику святых.

Но если вспомнить, не такими же ли методами христиане утверждали свое господство после объединения церкви и государства императором Константином? Вслед за принятием христианской религии в качестве государственной толпы невежественных фанатиков принялись крушить великие памятники древних цивилизаций — «языческих идолов» Египта, Италии, Греции. Везде, куда простерла свои руки обласканная властями конфессия, рушились храмы, статуи великих мастеров, приверженцы старых культов подвергались жестоким преследованиям. Так что в каком-то смысле претензии к Константину Великому вполне понятны. Но, с другой стороны, также понятно, что «движение за равноправие» не является христианским. По этой причине, в частности, православные греки возмутились участием главы Американской архиепископии Константинополя архиепископа Элпидофора в акции в поддержку движения Black Lives Matter. Об этом написал в своем Telegram-канале глава синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.

«Если отвлечься от фобий РПЦ, выработавшихся после большевистской революции в России, и фактически толкнувших церковь в объятья власти после Перестройки, то неприятие антиправительственной активности, бунтов, конформизм у наших церковником можно сказать уже в крови. Разумеется, любая революция не имеет никакого отношения к учению Христа. Последний, как известно, отказался признать себя вождем иудеев и поднять восстание против Римской империи. Сила же христианства не в уличных драках, гонениях на инакомыслящих и сокрушении основ, а в смирении, надежде и правде, которая говорит, что «царствие Божие не от мира сего», — сказал «Гражданским силам.ру» руководитель электронной библиотеки «Вне насилия» Виталий Адаменко.

Искусствоведы также отнеслись скептически к инициативе англикан.

«Из истории известно, что христианство, распространяясь по планете, неизбежно адаптировалось к внешним формам искусства, характерным для конкретного региона. Например, на эфиопских средневековых иконах Христа изображали в виде африканца, равно как и Иоанна Крестителя и апостолов. Европейца вид темнокожего, кучерявого, губастого Иисуса, конечно, может смутить, но для эфиопов так было проще воспринимать новое учение. В Китае и Индии, куда христианство проникло еще в начале средневековья, не редкость увидеть фрески, на которых Иисус изображался похожим на Будду, сидящим в позе лотоса, или на китайского мудреца. Тем не менее, если говорить о европейских странах, наследниках Римской империи, то здесь установились свои каноны изображения Иисуса, которые, как считается, наиболее близки к оригиналу. То, что в Англии предлагают изобразить Иисуса в обличье чернокожего, скорее объясняется политикой, чем потребностью отобразить Спасителя максимально похожим на исторического Иисуса, который отражен, в частности, на небезызвестной Туринской плащанице», — сказала «Гражданским силам.ру» искусствовед Любовь Радзаевская.

Сергей Путилов
Теги: Великобритания, Сент-Олбанский собор, Тайная вечеря, черный Иисус