Вокруг ядерной программы Ирана идет сложная игра

Вокруг ядерной программы Ирана идет сложная игра freepik

29 сентября 2025 13:30:00

70

ООН возобновила санкции в отношении Ирана. Ограничения, помимо прочего, подразумевают заморозку зарубежных активов Ирана, наложение запрета на производство любых атомных технологий и возобновление эмбарго на поставки оружия. Тегеран пообещал дать решительный ответ

В МИД Ирана на фоне этого события сделали заявление, в котором отмечается, что США, Великобритания, Германия, Франция «ошибаются, полагая, что восстановление отмененных санкций ООН подарит им инструмент давления на Тегеран». Исламская республика решительно ответит на попытки нанести ущерб стране. 

Глава МИД РФ Сергей Лавров по итогам недели высокого уровня 80-й сессии Генассамблеи ООН сказал журналистам, что Россия считает возвращение санкций ООН против Ирана «юридически ничтожным, незаконным и не подлежащим исполнению». 

Кандидат политических наук, востоковед Игорь Егоров в беседе с изданием «Гражданские силы.ру» отметил, что современная ситуация вокруг иранской ядерной сделки иллюстрирует сложную игру интересов между США, Европой, Великобританией и странами Ближнего Востока. Механизмы санкций и роль ООН становятся инструментами в этой борьбе.

«История ядерной сделки с Ираном, заключенной в 2015 году при президенте США Бараке Обаме, хорошо известна. Важным элементом соглашения стал механизм «снэпбэк», позволяющий обойти право вето постоянных членов Совета Безопасности ООН и оперативно возвращать санкции против Ирана. Сегодня ситуация вокруг сделки вновь обострилась, и анализ ее последствий требует учета не только юридических, но и геополитических аспектов», — рассказал эксперт.

По словам Егорова, конфликт с Ираном следует рассматривать через призму противостояния на Ближнем Востоке между США и европейскими странами, включая Великобританию. США открыто поддерживают Израиль, который является их главным союзником и одновременно уязвимым местом. Европейские страны и Великобритания, несмотря на формальное сотрудничество с США, все чаще выступают против их интересов, в том числе через введение санкций против Израиля и поддержку его противников.

Структуры, такие как ХАМАС, палестинская национальная администрация, Иран, Йемен и ливанская Хезболла, исторически связаны с европейской и британской разведкой. 

Режим Хомейни, по мнению востоковеда, был установлен в результате франко-английской кооперации в 1979 году и до сих пор служит проводником британо-европейской политики на Ближнем Востоке.

«Иран проявил себя как серьезное государство, когда недавно вступил в вооруженный конфликт с Израилем. Понеся значительные потери, он довольно быстро оправился и смог договориться о прекращении боевых действий через посредников. Израиль, в свою очередь, осознал, что Иран способен наносить чувствительный ответный урон, что особенно важно для небольшой и уязвимой страны.

Вместе с тем, в полной мере оценить потенциал Ирана, его влияние на сегодняшнюю ситуацию невозможно. Думаю, все же, что его возможности ограничены. Его громкие заявления об ответных мерах больше ориентированы на внутреннее пользование», — считает Игорь Егоров. 

Политолог добавил, что, если санкции ООН против Ирана не будут выполняться сначала Россией и Китаем, а затем частично и европейскими странами, это станет очередным ударом по авторитету организации. 

По мнению международного обозревателя Юрия Светова, возврат к санкциям в отношении Тегерана, инициированными США и «европейской тройкой», можно расценивать как признание того, что бомбежка американцами иранских ядерных объектов не принесла тех результатов, на которые возлагались большие надежды. Поэтому снова решено вернуться к запретительным мерам.

«Иран продолжает ядерную программу. Это, с одной стороны, безусловно, можно считать его успехом. Но при этом общая ситуация остается для него сложной. Противовоздушная оборона уязвима, экономика слаба, разрастаются внутренние противоречия. В руководстве страны есть люди, которые склоняются к поиску компромиссов с США и Евросоюзом, поскольку очень нужен выход на европейские рынки. Больше свободы хочется молодежи. Встает также трудный вопрос, кто в будущем станет преемником аятоллы Хомейни. Словом, налицо клубок проблем», — подчеркнул обозреватель. 

По словам Юрия Светова, следует посмотреть за тем, как Вашингтон и европейцы в ближайшее время займутся Ираном в свете решения ООН о возврате санкций. Если так, как США поднимают тему Гренландии, это одно, но, если разворот будет сделан более резко, это другое. 

«Посмотрим. Пока же с уверенностью можно говорить только о том, что Россия и Китай санкции не поддержат, и на эти страны Иран надеется в плане экономической поддержки», — резюмировал Юрий Светов.

Дмитрий Тарасов
Теги: санкции, ООН, Иран, США