Нужно ли, чтобы спасти мир, питаться на помойке?
14 ноября 2019 15:21:10
Пока шведская активистка Грета Тунберг готовится вновь пересечь Атлантику (на этот раз на катамаране), чтобы попасть из США на климатический форум в Мадриде, армия сторонников новой экорелигии побирается по помойкам в поисках еды, отказывается от элементарных бытовых удобств типа электричества и мобильной связи
Хотя для многих Тунберг стала иконой, в действительности тысячи «тихих американцев» и европейцев исповедуют экологический культ в своей повседневной жизни, невзирая на связанные с этим трудности. «Голос Америки» рассказал о фанатиках чистой природы, готовых даже питаться из мусорного бака ради спасения планеты.
Как пишет издание, последний раз живущий в Калифорнии климатолог Питер Калмус покупал билет на самолет семь лет назад. По его признанию, его буквально выворачивало от мысли, что он «крадет будущее своего потомства», оставляя в небе «углеродный след», то есть керосиновые выхлопы, которые загрязняют атмосферу и способствуют глобальному потеплению. В итоге он принял для себя решение не летать больше никогда. Кроме того, он стал вегетарианцем и старается пользоваться электроприборами лишь в случае крайней необходимости. Каламус называет это «акциями индивидуального сопротивления», признавая в то же время, что, для того чтобы подобные действия привели к ощутимому оздоровительному влиянию на природу, понадобится «массовая культурная трансформация». То есть вовлечение больших масс людей. Напомним, миллионы людей из более чем 150 стран мира вышли на улицы, чтобы принять участие в Глобальной акции против изменения климата.
Тарек Маассарани — длинноволосый сотрудник Института мира (США) в свои сорок лет ведет образ жизни, свойственный скорее юному хиппи из эпохи шестидесятых. С целью уменьшить потребление тепла и света он отказался от собственного привилегированного жилища в дорогом квартале Вашингтона и теперь живет поочередно у своих знакомых. Ездит исключительно на велосипеде круглый год. При этом Маассарани всячески старается избегать покупок новых товаров из-за энергоемкости их производства. Вместо этого он использует вещи уже бывшие в употреблении, подбирая их на помойках. Там же он разжился потертым мобильным телефоном и компьютером десятилетней давности. Питается в основном едой, найденной в мусорных контейнерах, и остатками еды на экологических конференциях, которые регулярно посещает, именуя себя «веганом спроса и предложения». «Это следует понимать так, что я не приобретаю продукты животного происхождения, с тем, чтобы не стимулировать спрос на такие продукты», — поясняет он.
«В России пока нет массового движения в сторону образа жизни, гармонирующего с природой. Раздельный сбор мусора, когда люди раскладывают в отдельные баки отходы в зависимости от типа их переработки, по большому счету лишь организованная чиновниками показуха. В этом смысле важна индивидуальная гражданская позиция. В то время как государство стимулирует продажи автомобилей, из-за избытка которых движение на улицах крупных городов превратилось в сплошные пробки, многие пересаживаются на велосипеды. В Европе на человека, складывающего продукты в магазине не в продающуюся тут же тряпичную сумку, а в пластиковые пакеты, смотрят косо. Что вполне объяснимо, поскольку пластик загрязняет природу, и даже при уничтожении разлагается на вредные компоненты. В России становится модным переезд из города на лоно природы, возникают даже целые экопоселения. Но пока миллионы людей покупают массу ненужных гаджетов, которые уже через год будут выкинуты на помойку, заправляют транспортные средства бензином, пользуются пластиковыми пакетами и элементарно оставляют после себя на пикниках бутылки, различный мусор, качественного экологического сдвига не добиться. Экологическое мышление все сильнее приживается в Европе и США, Японии. Но в России, делающей ставку на добычу углеводородов и использование атомной энергии, пока по большому счету остается невостребованным», — сказала «Гражданским силам.ру» экологическая активистка Екатерина Эдуардова.
Нет сомнений, что основой грабительского отношения к природе, проявляющегося в вырубке лесов, нефтяных разливах, загрязнении атмосферы, является общество гипертрофированного потребления. В погоне за прибылью корпорации подогревают спрос, побуждая людей кидаться в магазины (и даже выстаивать в многочасовых очередях) ради приобретения новомодных айфонов, гаджетов, бытовой техники, новой марки автомобиля. Это позволяет расширять производство. Но дает ли это действительный комфорт людям, для которых новая марка авто является предметом вожделения? Среднестатистический россиянин, располагающий мало-мальски доступными финансовыми возможностями, стремится к своей «великой цели», загрязняющей среду (которой он сам дышит), любыми средствами. А если нет возможности приобрести товар сразу, то банк всегда с удовольствием предложит потребительский кредит. Чем это оборачивается для граждан, в погоне за фетишем готовым влезать в непосильные долги, прекрасно известно. Население, раздутые рекламой потребности которого находятся в противоречии с его же снижающимися реальными доходами, все больше влезает в долговую кабалу. В итоге рушатся семьи, растет преступность и приходит разочарование в жизни вместо ожидаемого счастья. И в то же время эта лихорадочная погоня за «благами цивилизации» гробит экосистему, в которой предстоит жить нашим детям. Снижение потребления, избавление от ложных идолов мещанского «рая» ради сбережения природных ресурсов и чистоты окружающего мира — один из главных вызовов современности. И поучиться тому, как эта новая форма глобального мышления дает ростки в других странах, не помешало бы и жителям России.
Сергей Путилов