Deloitte: Новогодние траты россиян выросли почти до 20 тыс. рублей

https://top.st

13 декабря 2019 15:53:22

570

В аудиторско-консалтинговой компании Deloitte подсчитали, в этом году среднестатистический россиянин в среднем готов выложить на празднование Нового года рекордные 19,3 тысячи рублей. Основная часть трат придется на подарки (46%) и еду (43%), остальное — на развлечения. Об этом сообщает "ПРАЙМ"

Рост удельного веса подарков в праздничных расходах отмечается уже в течение нескольких лет, но в нынешнем году по этой расходной статье граждане РФ практически сравнялись с жителями Евросоюза, где на подарки приходится около половины новогоднего бюджета, отмечает руководитель группы по обслуживанию компаний сектора розничной торговли «Deloitte СНГ» Владимир Бирюков.

Как объяснить, что россияне стали больше тратить на подарки и практически сравнялись по новогодней щедрости с европейцами? Росстат говорит, что реальные доходы населения стагнируют. Рост расходов на подарки это что — протест против трудных экономических реалий, или действительно люди стали жить лучше?

«Рост расходов на новогодние подарки — это желание «убежать» от реальности, где все очень скромно и местами даже безнадежно. Такие масштабные праздники, как Новый год, для большинства россиян до сих пор связаны с возможностью отдохнуть и немного расслабиться, на время забыв о постоянной гонке в борьбе за выживание. Людям хочется красивой картинки хотя бы на время, и они пытаются себя ею обеспечить. Здесь будут и большие траты на подарки, и на новогодний стол — так, чтобы было «не стыдно перед другими», приятно самому и интересно. Потом, конечно, последует расплата за такие траты не по карману: январь и часть февраля для потребителя — сложное время, где надо дотянуть до зарплаты. Для сектора розничных продаж это обычно самый тяжелый период по тем же причинам», — сказала «Гражданским силам.ру» старший аналитик информационно-аналитического центра «Альпари» Анна Бодрова.

«Начнем с того, что россияне сравнялись с европейцами не по абсолютной стоимости новогодних подарков, а по доле расходов на подарки в общем объеме расходов на празднование Нового года или Рождества. Все-таки уровень жизни у россиян и европейцев слишком разный, чтобы мы могли себе позволить действительно дорогостоящие подарки. Почему на фоне стагнирующих доходов наши сограждане стали больше тратить на подарки? Это нормальный психологический эффект после достаточно длительного периода неопределенностей и опасений. В течение нескольких предыдущих лет мы все действительно опасались и существенного падения уровня жизни из-за введенных против России санкций, и заметной девальвации национальной валюты, и обострения ситуации в части российско-украинских отношений. Сейчас же становится понятно, что ни один из этих негативных сценариев не реализовался. Российско-украинские переговоры хоть и буксуют, но ситуация точно не ухудшается. Санкционное давление на нашу страну в значительной степени себя либо исчерпало, либо было достаточно успешно нивелировано. Рубль не просто избежал обесценивания, но и последнее время достаточно заметно укрепляется по отношению к доллару и евро. Рынок труда и уровень зарплат хоть и далеки от идеала, но находятся в стабильном состоянии. И так далее. В подобных ситуациях, когда человек довольно продолжительное время «зажимался» в своих тратах и испытывал определенный психологический стресс, после того, как ситуация хотя бы стабилизируется на одном уровне, возникает естественное желание хотя бы в чем-то вернуться к нормальной и привычной жизни. И даже в отсутствие существенных улучшений сам факт, что большая часть опасений осталась нереализованной или просо была преувеличена, нормальному человеку хочется пусть маленького, но праздника. И лучшим вариантом тут выглядит возможность побаловать своих близких хорошими подарками на Новый год и устроить действительно интересный и запоминающийся праздник», — поделился своим мнением с «Гражданскими силами.ру» Алексей Коренев, аналитик ГК «ФИНАМ».

Согласно опросу Superjob, большая часть респондентов готовят подарки для родственников (74%), любимых будут поздравлять 38%, друзей — 24%, коллег — 12%. Каждый девятый россиянин купит подарок себе любимому (11%). Такая же доля граждан не намечают в принципе дарить на праздник подарки (11%). Традиционными подарками в России считаются шоколад и косметика, также констатирует Deloitte. Хотя при этом в списке наиболее желанного преобладают путешествия, смартфоны, а также деньги.

Сергей Путилов
Теги: Новый год, экономика, семейный бюджет