Европейские фермеры потеряли около 20 млрд евро из-за российских контрсанкций
10 ноября 2017 12:59:00
Экспорт сельхозпродукции из Европы в Россию cократился более чем в два раза с 2013 года, а ежегодные потери европейских фермеров из-за российского сельскохозяйственного эмбарго составляют не менее 5 млрд евро.
Цифра вроде бы внушительная, однако если «размазать» ее по около трем десяткам стран, на которых распространились российские ограничительные меры, получается не так много.
Эмбарго было введено в ответ на западные санкции в 2014 году. Предполагалось, что эта мера нанесет существенный экономический урон странам поддержавшим антироссийские санкции. В частности, они потеряют рынки сбыта и понесут убытки.
Оправдались ли эти надежды?
Объём европейского агроэкспорта упал с 11,8 млрд в 2013 году до 5,6 млрд евро в 2016 году, то есть сократился почти в два раза. Тем не менее, уже с 2016 года началось медленное восстановление объемов поставок, прежде всего, за счет товаров не подпавших под эмбарго. Кроме того, по оценкам экспертов эмбарго оказалось в известной мере «дырявым», поскольку в Россию продолжались «серые поставки» через Белоруссию, где европейские продукты маркировались как белорусские. В нынешнем году поставки агропродукции из ЕС в Россию резко пошли в гору. С августа 2016-го по август 2017-го европейский агроэкспорт в Россию составил 6,299 млрд евро, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 14% или на 773 млн евро (с мая 2015-го по август 2016-го экспорт составил 5,526 млрд евро). Вырос экспорт не подпадающих под санкции европейских сельхозпродуктов (вино, ликёры, спирты, шоколад, семена сельхозкультур) в РФ, следует из данных сельхоздепартамента Еврокомиссии, пишет Life со ссылкой на имеющийся в распоряжении редакции документ. Наиболее позитивную динамику демонстрируют поставки европейской винодельческой продукции в Россию.
Статистика показывает, что России не удалось добиться сокращения европейского агроэкспорта. То есть введенные Кремлем контрсанкции фактически забуксовали. В том числе, поскольку ЕС нарастил объемы поставок не запрещенной к ввозу в саму Россию продукции. Нынешний год стал рекордным с точки зрения сельскохозяйственного экспорта в нашу страну из Евросоюза. Согласно данным Еврокомиссии, в основном результат достигнут за счет продажи вина и сухого молока. Товары эти не затронуты российским эмбарго. Опубликованные данные показывают, что общий сельскохозяйственный экспорт ЕС в июле нынешнего года составил 11,3 млрд евро, что на 7% больше по сравнению с июлем 2016 года. Наибольший рост в стоимостном измерении отмечен в торговле ЕС с основным партнером — США (плюс 194 млн евро), но также и с «враждебной» Россией (плюс 104 млн евро).
Уже в 2016 году поставки в РФ рома из-за рубежа выросли на 34,9%, виски – на 2,1%, а импорт тихих и игристых вин – на 10,1% и 7,1% соответственно. В этом году наблюдался буквально лавинообразный спрос на европейские вина.
«Только в 2017 году поставки заграничных (прежде всего европейских) вин в РФ подросли на треть. По ликерам и коньякам доля импорта в России достигла 30%, шампанскому — 20%, винам — 35%», — сказал «Гражданским силам.ру» директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз.
А как обстоят дела у тех европейских экспортеров, для которых российский рынок оказался закрыт?
Депутат Европарламента от Бельгии Хильда Ваутманс обратилась в Еврокомиссию с вопросом, что её представители делают для минимизации последствий российских сельскохозяйственных контрсанкций. По оценкам самой Ваутманс, аграрии ЕС теряют ежегодно не менее 5 млрд евро. В Еврокомиссии отмечают, что несмотря на сложности, вызванные российским эмбарго, агросектор ЕС оказался весьма жизнеспособным. В большинстве стран ЕС пострадавшие сельхозпроизводители смогли найти альтернативные рынки сбыта в пределах или за пределами ЕС. С момента ввода российского эмбарго стоимость сельхозэкспорта из ЕС выросла и достигла 131,8 млрд евро в мае 2017 года (в 2016 году было 131,1 млрд евро), добавил представитель комиссии. При том, что значительного ущерба экономика европейски стран от эмбарго не понесла, в самой России в 2014—2015 годах значительно возросли розничные цены на пищевые продукты, увеличилось использование заменителей при производстве продуктов питания (пальмового масла, сухого молока). а также реэкспорт запрещенной продукции из третьих стран (например, яблок через Белоруссию).
Контрсанкции больше всего затронули экспорт из Финляндии, Литвы, Латвии, Эстонии и Польши. Например, в 2013 году 46 % экспорта рыбы Эстонии приходилось на Россию. Пострадала экономика Финляндии, треть экспорта мяса птицы которой до эмбарго приходилось на нашу страну, а также 32 % экспорта рыбы, 77 % экспорта сыров, 60 % экспорта молока и сливок несгущенных без добавления сахара, 70 % экспорта сливочного масла (за 2013 год). Почти половина литовского экспорта свинины и 50% экспорта сыров до контрсанкций также отравлялось в нашу страну. Однако в целом по Евросоюзу доля России в экспорте подпавших под ограничения стран составляла не более 5%.
Учитывая, что объем поставок европейской сельхозпродукции в РФ при наметившейся динамике уже скоро вернется к досанкционному уровню, и европейские экспортеры смогли найти альтернативные рынки сбыта (те кто не нашел получают дотации), а также то, что в самой России активно развивается импортозамещение можно сделать вывод, что эмбарго по сути утратило свой смысл. Если рассматривать его как инструмент давления на наших западных соседей.
Сергей Путилов