Машиностроение и Медведь. Сказка

Фото из социальных сетей

25 сентября 2017 19:44:13

5276

Поздравляя работников отрасли с Днем машиностроителя премьер-министр РФ Дмитрий Медведев отметил роль это сегмента экономики в укреплении технологического суверенитета России и ее обороноспособности.

По словам второго человека в государстве, военная и гражданская продукция под брендом «Сделано в России» «может и должна соответствовать самым высоким требованиям мировых рынков».

Кто-то еще наверное помнит, как в свою недолгую бытность главой государства Медведев трубил о переводе страны на «инновационные рельсы», внедрении нанотехнологий, переводе экономки с сырьевой на высокотехнологическую модель развития. Воз и ныне там. Сейчас основной тренд — импортозамещение.

По словам Медведева, предприятиям отрасли необходимо внедрять перспективные разработки и новые производственные технологии, опережающими темпами готовить современных специалистов, которым предстоит работать на современном оборудовании, интегрированном в цифровую среду. Премьер выразил уверенность, что опыт и мастерство российских машиностроителей позволят им успешно решать эти масштабные задачи.

Все это мы уже проходили, задолго до Медведева. Когда накануне краха СССР власти трубили о «перестройке и ускорении». Чем все закончилось — известно.

Как только цены на нефть упали, советская модель сначала забуксовала (знаменитый «застой» сравнимый с нынешним), а затем и вовсе рассыпалась на части под гнетом небывалой гонки вооружений, коррупции и неэффективной системы управления экономикой. Нечто похожее наблюдается и сейчас. Трескотни о необходимости «технологического рывка» все больше, а вот результатов все меньше.

На помним, ранее президент РФ Владимир Путин поставил задачу производить все необходимое для ОПК в России, то есть импортозаместиться в этой чувствительной области. Потребность отречения от импорта в оборонной сфере возникла, в связи с западными санкциями, а также введенным Украиной эмбарго на поставки в Россию продукции военного назначения.  Устранение зависимости в изделиях с Украины, с которой Россию связывала мощная оборонная кооперация, потребовала слишком много времени, влетев при этом бюджету в копеечку. По оценке Минобороны, зависимость РФ от комплектующих с Украины снята на 95%. Однако вице-президент Дмитрий Рогозин не так давно был более осторожен в оценках. По его мнению, на это потребуется не менее трех лет.

Впрочем, Украина это еще семечки. В ответ на присоединение Крыма Запад наложил ограничения на продажу в Россию продукции военного и двойного назначения. Это не только технологии глубоководного бурения, запрет на поставку которых фактически поставил крест на амбициозных планах арктической «углеводородной экспансии» Кремля, но затронул экспортные контракты.

Так на российских танках (в т.ч. поставляемых за рубеж) устанавливались французские и немецкие тепловизоры, оптико-электронное оборудование. То есть все то, что называется «глазами и ушами» боевой техники. Своих пока еще толком делать не научились. Каковы успехи в этой сфере импортозамещения — неизвестно. Все засекречено. Однако, судя по отсутствию радостных рапортов, которыми сопровождаются малейшие сдвиги в сфере российских вооружений, пока что гордиться нечем.

После того, как к санкциям вслед за США присоединился и Евросоюз по планам обновления российской промышленности, прежде всего оборонной, был нанесен серьезный удар. Поскольку импортное оборудование, станки, необходимые для производства современной боевой техники, Россия закупала целыми поточными линиями. Очевидно, что при нашей технологической  и экономической отсталости на залатывание брешей уйдут годы, если не десятилетия. Достаточно сказать, что на наши военные спутники сейчас в результате западных санкций устанавливается микроэлектроника закупаемая в Восточной Азии — на Тайване, в Китае. При этом, качестве микросхем и прочего оборудование таково, что спутники Минобороны РФ имеют срок службы в два-три раза меньше западных. И это системы, призванные следить за возможной ядерной атакой на Россию! Что уж говорить о качестве всего остального?

Однако может ли быть сильная оборонная промышленность в стране, переживающей застой? Власти говорят о неких сдвигах, неких толках на дне.

«В сфере обрабатывающей промышленности, машиностроения мы пока не достигли никаких успехов с точки зрения преодоления рецессии. Достаточно вспомнить июльский спад. При нынешней экономической модели и отсутствии структурных реформ рассчитывать на расцвет производства, технологический рывок страны не приходится», — сказал «Гражданским силам.ру» замдиректора Центра развития НИУ ВШЭ Валерий Миронов.

Напомним, буквально в июле производство компьютеров, электронных и оптических изделий в стране упало на 6,6%, за семь месяцев сокращение составило 2,5%.

Сергей Путилов
Теги: машиностроение, Дмитрий Медведев, импортозамещение, Россия