Медведев распорядился создать фонд для вывоза пассажиров проблемных авиакомпаний
16 ноября 2017 18:20:21
Премьер-министр Дмитрий Медведев поручил Минфину совместно с «Аэрофлотом» проработать создание системы оперативного финансирования расходов по вывозу пассажиров авиакомпаний, которые остановили свою деятельность.
Такое поручение было дано по итогам совещания по совершенствованию регулирования пассажирских перевозок, сообщает ТАСС.
Напомним, в сентябре министр транспорта Максим Соколов получил дисциплинарное взыскание от президента Владимира Путина в виде неполного служебного соответствия из-за ситуации с авиакомпанией «ВИМ-авиа». Финансовые проблемы перевозчика привели к тому, что за рубежом остались около 39 000 пассажиров авиакомпании. Медведев настаивает на использовании средств компенсационного фонда, который формируется за счет платежей по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика, или средств, получаемых ПАО «Аэрофлот» от иностранных авиаперевозчиков за пролет над территорией России. Предложения должны быть представлены в правительство до 22 ноября.
Кроме того Минтранс, Минэкономразвития и Росавиация до 8 декабря должны представить свои предложения по созданию методики оценки финансово-экономического состояния авиакомпаний для выявления рисков остановки операционной деятельности. Ведомства также должны проработать перечень ограничительных мер, которые будут применяться к входящим в группу риска компаниям без остановки их деятельности или аннулирования сертификата эксплуатанта.
Учредить фонд для обеспечения вывоза пассажиров разорившихся авиакомпаний предложил в конце сентября руководитель Росавиации Александр Нерадько, отчитываясь в Госдуме о ситуации с «ВИМ-авиа». Он предложил установить надбавку в 10 рублей к каждому авиабилету. За год с учетом трафика российских авиакомпаний можно собрать 1 млрд рублей.
Возникли и альтернативные предложения. Председатель комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев предложил сформировать фонд из внебюджетных источников. Дискутируется также предложение финансировать фонд за счет транссибирских роялти «Аэрофлота», которые национальный перевозчик получает от иностранных авиакомпаний за беспосадочные полеты над Сибирью из Европы в Азию. В этом случае на балансе фонда может оказаться до 2 млрд рублей.
«На мой взгляд, инициатива правительства РФ по созданию системы (фонда) — своевременна, и связана с тем, что некоторые авиакомпании при осуществлении чартерных и регулярных рейсов, допустивших остановку операционной деятельности, попросту оставляют своих пассажиров на произвол судьбы. С другой стороны, некоторые расходы по созданию фонда, по мнению правительства РФ, может понести «Аэрофлот» за счет средств, получаемых авиакомпанией от иностранных авиаперевозчиков за пролет над территорией России. Но, в этом случае «Аэрофлот» потеряет некоторую прибыль при «заморозке» средств на специальном фонде. Маловероятно, что «Аэрофлот» потеряет так просто и легко свою прибыль в ущерб авиакомпании», — сказал «Гражданским силам.ру» председатель московской коллегии адвокатов «Европа-Азия» Теюб Шарифов.
По мнению эксперта, внедрение данной системы, направлено, скорее всего, на оперативное (не дожидаясь предварительного финансирования авиакомпании) реагирование по защите прав авиапассажиров по их вывозу при остановке работы авиакомпаний. При этом, авиаперевозчик будет вынужден компенсировать эти расходы из бюджета РФ. Данный фактор может привести и к постепенному повышению цен, так как «Аэрофлот» вынужден будет заниматься «спасением пассажиров», что привет к не хватке бортов, персонала и т.д. Также, данная инициатива может быть связана с тем, что Российская Федерация (вступила в силу 21 августа 2017 года) присоединилась к Монреальской конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок от 1999 года. Теперь, задержки рейсов, утрата и порча багажа, ущерб здоровью и гибель пассажира будут компенсироваться по Монреальской конвенции авиаперевозок, где размеры компенсаций гораздо выше — но только на международных рейсах. В связи с этим, правительство РФ вынуждено вырабатывать и выстраивать свою работу на соответствие своих международных авиаперевозок по правилам Монреальской конвенции, во избежание исков пассажиров на крупные суммы.
Сергей Путилов