Минфин ожидает профицита федерального бюджета впервые за семь лет

Фото: infopolk.ru

12 мая 2018 10:27:49

2557

Федеральный бюджет может быть исполнен с профицитом 0,45% ВВП (440,6 млрд руб.), следует из поправок Минфина к закону о бюджете на 2018 г. и плановый период 2019-2020 гг.

В последние семь лет максимальный дефицит фиксировался в 2016 г. – на уровне 3,5% ВВП. В нынешнем году Минфин прогнозировал дефицит в 1,3% ВВП (1,271 трлн руб.), однако, уже в конце апреля допустило профицит в 0,5% ВВП. Доходная часть бюджета в 2018 году вполне может вырасти с 15,258 трлн руб. до 17,032 трлн руб. Объем дополнительных доходов от нефти и газа в 2018 году скорректирован в сторону увеличения до 2,74 трлн руб., при том что изначально в бюджете они были зафиксированы на уровне 527,57 млрд руб.

Бюджет был сверстан, исходя из цены на нефть в 40,8 долларов за баррель, тогда как в I квартале 2018 г. она держалась в среднем уже на уровне 66,15 долларов за баррель. Расходы прогнозируются на уровне 16,591 трлн руб. при 16,530 трлн руб., заложенных в текущей версии бюджета.

«Непрерывный рост стоимости нефти на протяжении 2018 года и достижение новых максимумов под давлением данных из США по иранскому соглашению и ряду других геополитических причин, безусловно, поддержит финансовые показатели страны. Оценки на 2018 год по средней цене на баррель нефти, которые были заложены в бюджет, уже давно пересмотрены в сторону повышения. Профицит бюджета можно назвать и следствием поведения рынка энергоресурсов, и адаптацией экономики России к санкционному давлению, в условиях которого страна живет последние 4 года», — сказал в интервью «Гражданским силам.ру» ведущий аналитик ООО ЦСИТ (Центр современных инвестиционных технологий) Денис Владимиров.

Кроме того, сыграло свою роль в улучшении бюджетного баланса и урезание военных расходов. В первые за 19 лет РФ в прошлом году снизила оборонные расходы на $13,9 млрд (812 млрд рублей). Об этом свидетельствует недавний доклад Стокгольмского международного института исследований проблем мира (СИПРИ). Всего на армию российские власти потратили $66,3 млрд. Таким образом, доля военных ассигнований снизилась с 5,5% до 4,3% ВВП страны. Однако даже при таком радикальном снижении, показатель по-прежнему остается самым высоким в Восточной Европе.

Сыграла свою роль и положительная нефтяная динамика.

«Изначальные консервативные оценки при формировании бюджета на 2018г., особенно в отношении стоимости нефти, позволили получить незапланированные доходы на фоне ее резкого удорожания. Разница между плановой ценой в $40,8 за баррель и фактической около $70 за баррель — составляет чуть меньше $30. Эта существенная разница в стоимости является базой для получения профицита бюджета, хотя изначально бюджет планировался с дефицитом порядка 1,3% ВВП.  Оценку работы предыдущего правительства России в свое время дал парламент. Полученный результат в отношении бюджета более справедливо стоит отнести к удачному стечению обстоятельств. Совместные действия стран производителей нефти, так называемая группа  ОПЕК+, по ограничению добычи черного золота, агрессивная политики США в нефтеносных регионах и в целом на геополитическом поле создали предпосылки роста цен на энергоносители, экспорт которых является основным источником формирования доходной части бюджета», —  сказал «Гражданским силам.ру» валютный стратег ГК TeleTrade Александр Егоров.

Профицитный бюджет теоретически создает предпосылки для  стабилизации экономического положения в стране. Но понимая за счет чего был достигнут этот профицит не стоит обольщаться относительно реального экономического положения. Оно не плохое, но и не сверх устойчивое.

«Ситуация может поменяться, в случае теоретического резкого ухудшения конъюнктуры нефтяного рынка. Таким образом, для достижения реального экономического процветания необходимо продолжать проводить структурные реформы, развивать собственное производство и услуги для населения», — отметил Александр Егоров.

С ним согласилась и старший аналитик компании «Альпари» Анна Бодрова: «Сейчас ожидания Минфина строятся сугубо на показателях цены на нефть. На таком фоне баррель Brent остается вблизи максимумов трех с половиной лет. Очень легко формировать яркие и красочные прогнозы. Однако стоит помнить, что прошло всего четыре месяца 2018 года, которые оказались весьма волатильными. Впереди еще восемь, и никто не может гарантировать, что цена на нефть сохранится высокой. Напомню, что российский бюджет плотно зависим от поступлений средств от продажи энергоносителей — по разным оценкам, до 75%. В текущих условиях, когда рубль снова дорожает к иностранным валютам, рассчитывать на аналогичные поступления от несырьевых экспортеров ошибочно. Это точно не экономическое оздоровление России, это просто положительный эффект от взлета цен на нефть».

Сергей Путилов
Теги: Минфин, бюджет