Минфин придумал, как победить коррупцию в сфере госзакупок?
28 марта 2018 18:50:35
Министерство финансов обяжет исполнителей раскрывать себестоимость госконтрактов.
Минфин планирует обязать исполнителей госконтрактов раскрывать их себестоимость, заявил министр Антон Силуанов на расширенной коллегии Минфина.
Распространяется это на случаи с единственным поставщиком. Контроль над исполнением предлагается Федеральному казначейству. Новые правила планируется ввести с 2019 года, передает Интерфакс-PRoзакупки.
Опрошенные «Гражданскими силами.ру» эксперты отнеслись к этой затее скептически. Несмотря на широко декларируемую властями «нещадную борьбу» в сфере госзакупок, последняя продолжает оставаться одной из самых коррумпированных сфер в России. Масштабы злоупотреблений исчисляются даже не миллионами, а десятками миллиардов рублей ежегодно.
По словам Силуанова, казначейство уже сопровождает контракты дороже 100 млн рублей, доля которых составляет примерно 5%. Общий объем госзакупок по этим контрактам в 2017 году составил примерно 1,7 трлн руб. По словам руководителя казначейства Александра Демидова, главной проблемой являются региональные стройки: Казначейство выделяет финансирование, однако до строителей оно просто не доходит. Но только ли они?
Как ранее заявил в эфире НСН глава Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабано, переоценка стоимости госконтрактов сегодня особенно характера для IT-сферы, где «завышение может составлять до 60 процентов». По данным управления по борьбе с картелями ФАС РФ, огромное количество нечестно осуществляемых закупок наблюдается также в сферах здравоохранения, обслуживания. Для этих закупок нередки закулисные антиконкурентные соглашения, когда участники торгов заранее сговариваются между собой не торговаться и «делят» аукционы на принципах отката. Мзда устанавливаемая в таких случаях общеизвестна —10% от стоимости контракта.
В 2012 году глава Счетной палаты РФ Сергей Степашин признал, что ежегодно из бюджетных средств, выделенных на госзакупки, похищается 1 трлн рублей. Это 14-я часть консолидированного бюджета страны. С тех пор, конечно было сделано немало. Тем не менее, в ежегодном рейтинге Transparency International, отражающем оценку уровня восприятия коррупции, Российская Федерация в 2016 году ухудшила свою позицию и заняла 136-е место из 174 (чем ниже позиция в рейтинге, тем выше уровень коррупции).
По оценке председателя Торгово-промышленной палаты (ТПП) России Сергея Катырина, государственные и муниципальные закупки, сфера госзакупок по коррупционности стоит на втором месте после получения разного рода разрешений (в том числе строительства), справок и лицензий.
Еще острее проблема стоит в сфере гособоронзаказа, где все тотально закрыто от гражданского контроля под предлогом секретности. Тем не менее, и там порой гремят громкие скандалы. В 2016 году Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России сообщила о картельном сговоре, обнаруженном в сфере гособоронзаказа. Несколько компаний, участвующих в аукционах стоимостью 900 млн рублей договорились установить максимальную цену госконтракта. И это только злоупотребления по одному контракту. По оценке ведомства, часто идут жалобы на сговоры в ходе торгов тыловым обеспечением, продуктами питания, пайками. Ежегодно фиксируется от восьмидесяти до ста нарушений как со стороны военных заказчиков, так и исполнителей. И это только вершина айсберга. Почему контрольные ведомства хотят получить доступ к цифрам себестоимости, вполне понятно. Исполнители работ нередко завышают цены, что порой затрагивает даже национальную безопасность. В марте 2016 года Владимиру Путину доложили о частичном срыве гособоронзаказа: Минобороны не получило восемь кораблей, 15 самолетов и более 250 ракет. Производители нередко выставляют сметы, в разы превышающие реальную стоимость работ.
Однако это не единственный пример мошеннической схемы. Иногда злоумышленники действуют по принципу «от обратного». Например, заказчиком устанавливается заведомо неконкурентная цена (заниженная) за исполнение госзаказа в обозначенном объеме, что будет неинтересно другим потенциальным поставщикам. Таким образом, методом отсечения посторонних, заказ гарантированно попадет в «нужные» руки. А дальше все как полагается: откат, распил и т.д. Платить, однако. за все приходится бюджету, то есть налогоплательщикам.
«Предложение Минфина касается повышения финансовых дисциплины для крупных госзакупок. Например, в сфере строительства. Конкуренция здесь есть, но довольно слабая. Обычно подрядчик на строительстве — это единственный поставщик, и здесь всегда есть риск действий через офшоры. В результате сумма контракта резко увеличивается, а причины известны только подрядчику. Чтобы не возбуждать каждый раз уголовные дела Минфин предлагает с самого начала контролировать деньги, которые собирается потратить подрядчик. Это будет неким обоснованием расходов перед тем, как подрядчик начнет выполнять условия госконтракта. Предложенной меры недостаточно для того, чтобы победить коррупцию и систему откатов. Необходимо ещё, как минимум, добавить независимый аудит оценки себестоимости и личную ответственность тех, кто подписывает госконтракты», — сказал «Гражданским силам.ру» руководитель маркетинговой группы «Алехин и партнеры» Роман Алёхин.
Эксперты указывают на то, что государство вместо того, чтобы задействовать рыночные механизмы, наращивает количество контрольных органов. Проверять себестоимость едва ли потребовалось бы, если бы между поставщиками существовала реальная конкуренция на тендере. Выиграл бы тот, кто предложил наиболее выгодную цену. Однако этого не происходит.
«Там, где отсутствует конкуренция, а рыночные механизмы действуют с искажениями, система нуждается в подпорках в виде дополнительных средств контроля. Если бы можно было обеспечить реальную конкуренцию исполнителей в борьбе за тот или иной государственный контракт, обо всем этом можно было бы не беспокоиться: стоимость и сроки исполнения, затраты и норма прибыли — все это имело бы рыночные основания и соответствовало реальным, сложившимся на рынке условиям. А когда исполнитель фигурирует в качестве единственного поставщика или, когда победитель конкурса выигрывает у подставных и связанных с ним же конкурентов, как это зачастую происходит, тогда объективные критерии отсутствуют. Государство надстраивает все новые этажи контроля, которые заменяют собой отсутствующий рынок», — сказал «Гражданским силам.ру» эксперт-аналитик АО «ФИНАМ» Алексей Калачев.
Не следует сбрасывать со счетов и способность коррупционеров легко адаптироваться к любым мероприятиям государства в его безнадежной попытке усилить контроль. Если только, конечно, не скатываться в крайности. Например, как в Китае, где за воровство в особо крупных размерах приговаривают к смертной казни.
«Попытки добиться оптимизации исполнения госзаказов, в том виде как они существуют сейчас, не решили поставленных задач. Все негативные проявления, откаты, коррупция, продвижение только «своих» компаний и т.д., трансформировались в другую более завуалированную форму. А на деле не все желающие могут получить доступ к выполнению этих заказов. Наиболее «рыбные» заказы находятся под контролем заинтересованных сторон, что приводит к завышению стоимости и неэффективности расходования бюджетных средств. Решение о предоставлении данных о себестоимости заказанных работ или услуг, в определенной степени, может сделать этот процесс более прозрачным. Хотя обольщаться не стоит, наверняка найдется и «противоядие», которое возьмут на вооружение «допущенные к столу», — сказал «Гражданским силам.ру» валютный стратег ГК TeleTrade Александр Егоров.
Сергей Путилов