Нефтяные компании снизили объемы производства автомобильного топлива: цены пойдут в рост?
19 июля 2019 09:49:25
Крупные российские нефтяные компании в первом полугодии недовыполнили план по выпуску бензина и дизеля из-за проблем с модернизацией заводов
Об этом на заседании комитета Госдумы по энергетике заявил заместитель начальника управления ТЭК ФАС России Константин Коньков.
«Недопроизводство автомобильных бензинов нефтяными компаниями за первое полугодие составило 678 тыс. т относительно планов, закрепленных в четырехсторонних соглашениях», – цитирует Конькова ТАСС.
По его словам, отставание по планам выпуска бензина класса 5 отмечено у «Роснефти», «Башнефти», «Лукойла», «Татнефти», «Газпром нефти», «Таиф-НК». Запасы производства наблюдаются у «Фортеинвеста», «Нефтегазхолдинга», «Газпрома» и «Сургутнефтегаза». По дизельному топливу, говорит Коньков, недопроизводство достигло 899 тыс. тонн в первом полугодии.
«Причина [недопроизводства] нам видится в невыполнении планов по модернизации, плюс компании упирают на конъюнктуру рынка», – сказал представитель ТЭК ФАС России. Заключенные в 2011 г. между антимонопольщиками, Ростехнадзором, Росстандартом и нефтяниками четырехсторонние соглашения предусматривают обязательства компаний по модернизации заводов и поставкам светлых нефтепродуктов на внутренний рынок.
«Невыполнение нефтяными компаниями договоренности о поставках бензина и дизеля на внутренний рынок чревато повышением цен на топливо для конечных потребителей. После окончания соглашения о стабилизации рынка топлива сдерживание розничных цен на российских АЗС продолжается, поэтому повышение стоимости бензина ожидается не раньше сентября. Представители нефтяных компаний объясняют факт невыполнения плана модернизацией заводов, однако объемы топлива на экспорт продолжают расти, несмотря на то, что экспортная цена несущественно превышает внутреннюю. Например, 19 июня 2019 года произошло переломное событие: внутренние котировки бензина АИ-95 сравнялись со стоимостью поставок за границу. В связи с этим объемы внутренних поставок топлива скоро будут увеличены», – сказал «Гражданским силам.ру» Александр Захаров, руководитель направления по работе с ключевыми клиентами ГК «АвтоCпецЦентр».
«Безусловно, с экспортом работать нефтяникам по-прежнему выгоднее, чем с внутренним рынком, хотя и не так выгодно, как это было раньше. Однако проблема отсутствия недостаточной модернизации НПЗ упирается в один простой момент – недостаток денег на эти цели. Это вопрос капиталоемкий, трудозатратный, требующий времени. Мало кто готов инвестировать в подобные мероприятия, не будучи уверенным, что позже эти деньги как минимум «отобьются». Государство в модернизациях НПЗ практически не участвует. Стоит понимать, что 75% всех производственных мощностей в России у НПЗ очень старые, требующие не просто ремонта, а капитальной замены. Это колоссальные деньги, без бюджетной помощи тут не обойтись, но государство не торопится войти в этот вопрос как инвестор», – сказала «Гражданским силам.ру» старший аналитик «Информационно-аналитического центра «Альпари» Анна Бодрова.
«Основная проблема, порождающая нехватку топлива на внутреннем рынке – то, что при высоких рыночных ценах углеводородов нефтяникам выгоднее продавать «чёрное золото» на экспорт, чем перерабатывать в бензин и дизель для продажи на АЗС. Чтобы компенсировать упущенную выгоду, и был придуман демпферный механизм. При нём государство за счёт гибкого изменения бюджетных платежей нефтяных компаний компенсирует им потери от разницы между экспортными ценами нефти и нефтепродуктов и их стоимостью при направлении на внутренние АЗС. Однако бюджетные компенсации нефтепроизводителям по данному механизму недостаточны, чтобы стимулировать увеличение производства автомобильного топлива. При этом с 1 июля перестало действовать соглашение между правительством и нефтяниками о прямом ограничении розничных цен на бензин. А поскольку недостаточен демпфер, который должен был прийти на полную смену прежней практике, то Госдума 18 июля приняла в первом чтении корректирующий его законопроект. Он увеличивает коэффициенты бюджетной компенсации на бензин с 0,6 до 0,75 в 2019 г. при снижении средней оптовой цены продажи бензина с 56 до 51 тыс. руб. за тонну. Если законопроект будет принят окончательно, это будет способствовать росту переработки нефти в целях внутреннего использования. Поскольку цены на АЗС – очень острая тема, есть вероятность, что правительство сделает максимум, чтобы не допустить резкого взлёта стоимости бензина. Поэтому возможно его сдерживание на уровне 5-6% в течение 2019 года», – поделился своим мнением с «Гражданскими силами.ру» Марк Гойхман, руководитель группы аналитиков ЦАФТ (Центр аналитики и финансовых технологий).
«Недовыполнение планов, как справедливо отмечено в новости, в первую очередь связано с модернизацией производств, темпами проведения этой работы. Нужно напомнить, что в начале года произошло изменение фискальной политики в стране, что могло привести к увеличению стоимости работ и услуг, которые нужны нефтяным компаниям для перерабатывающих мощностей, поэтому процесс их модернизации мог быть перенесён на более поздние сроки. Кроме того, повлиять могло соглашение ОПЕК+, согласно которому РФ обязалась сократить добычу нефти, а значит и на переработку её поступило меньше. Конъюнктура на нефтяном рынке в указанный период могла быть такой, что это привело к снижению спроса на нефтепродукты, а значит и к сокращению объёмов их выпуска. Что касается стоимости топлива в будущем, то наиболее вероятным сценарием представляется дальнейший рост его цены. Темпы такого повышения могут быть разные, в зависимости от положения дел на нефтяном рынке, общей ситуации в экономике, но не вызывает сомнения, что через некоторое время цена топлива вырастет. Можно сравнить, например, его стоимость сегодня, и сколько оно стоило, допустим, три-пять лет назад, чтобы убедиться, что цена выросла. Темпы ее повышения были разные в этот период, но определяющей была именно тенденция к росту стоимости. Теоретически нельзя исключать, что и в будущем стоимость топлива может иногда снижаться, но вряд ли это продлится долго, а так, чтобы рост стоимости топлива прекратился совсем, то скорее всего, этого не произойдёт вовсе, к сожалению», – отметил в беседе с «Гражданскими силами.ру» Ярослав Кабаков, директор по стратегии ИК «ФИНАМ».
Сергей Путилов