Ностальгия по СССР: Путин реанимирует Госплан?
26 октября 2018 13:32:55
«Ускорение» без «перестройки» пообещал россиянам президент Владимир Путин.
Разгон экономики и последующий «рывок», продекларированные в майском указе 2018 года, будут проводиться согласно «детальному плану», под «содержательным контролем» и при «обязательном участии госкомпаний», заявил президент РФ Владимир Путин на заседании совета по стратегическому развитию в Кремле.
В словах президента слышатся строгая решимость Сталина и размашистость преобразовательных замыслов Горбачева.
«План такого прорыва, решительного продвижения вперёд по каждому направлению поручено сформировать правительству», – цитирует главу государства Finanz.ru.
«Всем заместителям председателя правительства совместно с Минпромторгом нужно в короткие сроки определить, какие виды машин и оборудования, какие технологии потребуются для реализации национальных проектов, какие производства и центры компетенций надо будет дополнительно развернуть, какие задачи поставить перед нашими научными, исследовательскими и инжиниринговыми структурами, а Внешэкономбанку, другим институтам развития – предусмотреть финансирование таких проектов», – заявил Путин.
ВЭБ, «Газпром», «Ростех», «Ростелеком», «Роснефть», «Росатом» и другие структуры с госучастием должны проработать предложения по «финансовому, технологическому, научному и кадровому вкладу в программы прорыва», сказал президент, добавив, что «именно для таких целей» госкомпании «и создавались в конечном итоге».
Удивляться советской фразеологии эпохи массовой коллективизации, индустриализации, ГОЭЛРО и одновременно горбачевской витиеватости в речах президента не приходится, ибо задачи ставятся беспрецедентные по размаху – а именно, как, наконец, привести в движение колымагу нашей экономики, при этом используя механизмы, показавшие свою полную неэффективность. По оценке ФАС, доля государства и госкомпаний в экономике РФ достигла 70%. Больше было лишь во времена СССР, когда частная собственность и предпринимательская инициатива были запрещены вовсе. Снижение конкуренции, использование административного ресурса, клановость, построенная по принципу близости к «императору» – все эти признаки феодализма советского образца давно прочно въелись в дряхлый скелет нашей допотопной экономики. При этом ни одна из причин, приведших к краху СССР – низкая производительность труда, раздутая бюрократия, зависимость от нефтяных котировок, технологическая отсталость – за годы правления Путина так и не были решены.
И вот теперь, когда стало окончательно ясно, что экономика буксует, страна все сильнее погружается в застой, сравнимый с брежневским, в Кремле неожиданно вспомнили о любимом выражении последнего советского генсека, а именно об «ускорении». В условиях санкций, бегства капиталов и стремительной самоизоляции России сделать это можно лишь с использованием внутренних ресурсов. Однако в стране с нищим населением, зарплаты которого на порядки ниже тех, что получают трудящиеся в развитых государствах, рассчитывать на потребительский спрос как локомотив экономики не приходится, особенно, когда повышение учетной ставки Центробанком (из опасений разгона инфляции) фактически поставило крест на иллюзорном путинском «потребительском рае», итогом которого стало влезание в долговую кабалу миллионов россиян. Казалось бы, самое время раскрыть потенциал частной инициативы – появятся рабочие места, полки магазинов наполнятся отечественными товарами, вырастет собираемость налогов благодаря новому НЭПу.
Однако частный бизнес рассматривается властями если не как досадный конкурент, то в лучшем случае в качестве дойной коровы для пополнения дырявого бюджета. Бизнес реагирует на усиление фискального гнета уходом в тень.
Шумиха вокруг доходов самозанятых лишь верхушка того айсберга «серой экономики», в которую загнали население и бизнес власти. Едва ли в стране сейчас можно найти компанию, которая платила бы налоги по белому. Поголовно нормой выживания в путинской России для бизнеса является двойная бухгалтерия. Измордованный правовым беспределом и поборами типичный предприниматель уже давно послал правительство с его обещаниями «светлого будущего» для бизнеса и теперь рассчитывает только на себя. Говорить о малом и среднем бизнесе как о драйверах нашей загнивающей экономики не приходится. При этом в тех же США именно частная инициатива граждан и малые предприятия создают до 60 процентов ВВП. У нас картина обратная. Нам теперь, как и в советские времена, навязывают Госплан. Бюджет уповает на крупные госкомпании, прежде всего сырьевые, поэтому всю страну лихорадит при малейшем колебании нефтяных котировок хотя бы на доллар.
Тем не менее, убежденный антикоммунист Путин не прочь прибегнуть к жонглированию фразами, дошедшими до нас из эпохи «великого и могучего». По мысли вождя, именно госкорпорации с их огромным управленческим аппаратом, непомерными окладами и неэффективным бизнесом должны будут стать локомотивами развития. При этом весь мир, вплоть до Саудовской Аравии, уже давно делает ставку не на добычу сырья (у кого оно есть, разумеется), а на вложения в высокие технологии. У нас же ресурсов для реализации планов масштабной диверсификации экономики нет.
Сергей Путилов