Поможет ли метод «кнута» вывести предпринимателей из «тени»
01 августа 2018 00:13:35
Для легализации бизнеса в России все чаще используется доказавший свою несостоятельность метод репрессий.
Поправки в кодекс об административных правонарушениях об увеличении штрафов за ведение бизнеса в качестве индивидуального предпринимателя или юрлица без госрегистрации вызвали оживленную дискуссию у парламентариев и бизнесменов. Вопрос, вышедший на повестку дня, звучит так: помогут ли репрессивные меры добровольному выходу незаконных предпринимателей из тени или, напротив, приведут к обратному эффекту?
С инициативой повысить существующие штрафы для «теневиков» выступила группа депутатов-единороссов во главе с Владимиром Афонским. Народные избранники предложили увеличить сумму взыскания за незаконную предпринимательскую деятельность с 5 до 10 тысяч рублей в случае первичного нарушения закона и с 20 до 30 тысяч при повторном и последующих нарушениях. Для сравнения, на сегодняшний день штраф составляет от 500 до 2 тысяч рублей.
В качестве примера законодатели привели Тульскую область, где за последние два года было выявлено более 200 случаев ведения бизнеса без госрегистрации.
Если брать в целом по России, то, по данным судебного департамента при Верховном суде РФ, в 2015 году суды рассмотрели более 140 тысяч аналогичных дел, а за прошлый год их набралось более 154 тысяч.
По мнению депутатов, новшество будет способствовать росту сбора налогов и поддержит добросовестных бизнесменов, а также защитит граждан от товаров и услуг, предоставляемых «теневыми» предпринимателями.
Проект поправок уже поддержали в думской фракции «Единой России» и Минюсте.
По мнению ряда экспертов, предлагаемое ужесточение существенно не повлияет на выход предпринимателей из «тени», нововведение даст лишь дополнительный «кнут» проверяющим органам и сможет окончательно отбить желание у населения пополнять ряды бизнесменов и работать на благо экономики страны. Как отметил председатель подкомитета по экономической безопасности ТПП РФ Валентин Игнатьев, гораздо большего эффекта можно достичь не ужесточая меры наказания, а создав здоровый микроклимат для ведения бизнеса путем устранения бюрократических препятствий и снижения контрольно-надзорного давления.
Такого же мнения придерживается член Совета Московского отделения общероссийской общественной организации «Опора России» Дмитрий Несветов. В беседе с корреспондентом сетевого издания «Гражданские силы.ру» спикер сравнил подобные меры с «размахиванием кувалдой»:
«В последнее время экономическая и контрольно-регулирующая политика нашего государства напоминает историю с размахиванием кувалдой. Есть определенные проблемы, которые по ряду причин плохо разрешаются. Вместо того, чтобы задуматься о том, как найти выход из ситуации, зконодатели вынимают кувалду и думают не о решении проблемы, а о том, как бы запугать. Но это тот случай, когда тем, кого пугают, не страшно. Главная же проблема заключается в отсутствии доверия между субъектами экономики и власти, потому что слишком много раз они друг друга обманывали или, по крайней мере, не исполняли обязательств, которые возлагали друг на друга».
Номинальное усиление санкций, уверен Дмитрий Несветов, приведет лишь к еще большему недоверию, в то время, как искать причины нужно в экономической природе этого явления, как и создавать необходимые условия для того, чтобы вернуть бизнес в легальное поле.
О том, что государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в России нуждается в существенных доработках, говорят и сами частники.
За последние несколько лет предприятий закрылось больше, чем появлялось новых. По статистике лишь 3,4% малых предприятий в России живет более трех лет, остальные закрываются раньше. Этому способствуют нестабильная экономическая ситуация, санкции и сами возвратно-поступательные меры российского правительства, которые лишают предпринимателей стабильности и уверенности в завтрашнем дне.
Проследить динамику непоследовательных мер можно с января 2013 года. Пять лет назад Пенсионный фонд России обязал «ипэшников» выплачивать ежегодные страховые взносы в размере 32 479,2 рублей независимо от получаемого дохода. Позже, в 2014 году, они были уменьшены до 20727,53 рублей. Следующий 2015 год встретил предпринимателей санкциями, что привело к росту цен при спаде спроса на товары и услуги. При этом взносы в ПФР снова возросли и составили теперь 22261,38 рублей, еще 1% необходимо было заплатить с выручки более 300 тысяч рублей.
В результате, еще и под давлением санкций, в стране закрылось почти 8 миллионов предпринимателей, а новые регистрироваться не спешили. По данным ФНС на апрель 2015 года в ЕГРИП было зарегистрировано 3,5 млн индивидуальных предпринимателей, что в два раза меньше, чем закрылось за этот же период.
Следом, с 1 января 2016 года, вступил в силу так называемый «закон о каникулах». Предприниматели, развивающие бизнес в производственной, социальной или научной сферах, освобождались от налогов на два отчетных периода. Однако при условии, что за предыдущие три года у них не было грубых нарушений.
Подобным образом ситуация складывается с самозанятыми гражданами, которых, как и «нелегалов», государство призывает выйти из «тени» и зарегистрироваться в налоговых органах. Бесчисленный штат домработниц, нянь, уборщиц, водителей, мастеров-ремонтников и строителей, предоставляющих услуги физическим лицам и которые при этом не регистрируются индивидуальными предпринимателями, освободили от уплаты НДФЛ на 2017 и 2018 годы. Минфин РФ предложил продлить «налоговые каникулы» самозанятым россиянам еще на год, до конца 2019 года. Но чтобы воспользоваться льготой, необходимо уведомить налоговую службу о своей деятельности, а работу выполнять без привлечения наемной силы.
Вопрос о целесообразности продления льготы остается открытым, учитывая тот факт, что за предыдущие два года ожидаемого спроса она не получила. По данным ФНС, на 1 января текущего года о своей деятельности заявили менее одной тысячи человек, при том, что 160 из них оказались гражданами других государств. Во многих регионах самозанятых россиян не оказалось вовсе.
По мнению экспертов РАНХиГС, причиной этому послужил небольшой срок, на который власти планировали освободить от налогов работающих на себя жителей России. Неопределенность их дальнейшего статуса и небольшой перечень попадающих под льготы видов деятельности также сыграли свою роль.
В начале недели стало известно о еще одном нововведении. Владимир Путин подписал закон «О внесении изменения в статью 333-35 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», который отменяет госпошлину за регистрацию и ликвидацию предприятия. Сейчас госпошлина за регистрацию юридического лица составляла 4 тыс. рублей, ИП — 800 рублей. За реорганизацию и ликвидацию юрлица необходимо заплатить 800 рублей, а за прекращение деятельности ИП — 160 рублей. С вступлением закона в силу 1 января 2019 года госпошлина обнулится. Однако и в такой несущественной уступке бизнесменам есть одна оговорка – сэкономить на пошлине получится только при условии подачи документов в электронном виде.
По оценке экспертов, нововведение увеличит поток электронной подачи документов., что, конечно, удобно. Но если говорить о «теневых» предпринимателях, которые не хотят легализовать свой бизнес или вести его честно, то такая мера, как и ряд принятых ранее, вряд ли заставит их изменить свое решение.
Настороженно российские бизнесмены отнеслись и к повышению пенсионного возраста, не без основания полагая , что в скором времени им придется не вести свой бизнес, а трудоустраивать несостоявшихся, благодаря реформе, пенсионеров. Так, в исследовании Института Адизеса говорится, что 32% российских компаний уже заявили, что принимать на работу сотрудников предпенсионного возраста не будут. В опросе приняли участие 160 собственников и гендиректоров компаний из сегмента крупного бизнеса из ЦФО, СФО, ПФО, ЮФО, Сибири и Урала. А поданным РБК, 29% респондентов заявили, что готовы нанимать предпенсионеров, но в лучшем случае на рядовые должности, еще треть трудоустроит работников «серебряного возраста» только в случае высокой квалификации.
Как отмечают бизнесмены, на их плечах и без того лежит большой груз ответственности и обязанностей.
В июле прошлого года команда сервиса «Поток» Альфа-Банка провела часовые интервью с более чем 110 предпринимателями из пяти регионов России, предоставив всестороннюю макростатистику по малому бизнесу России за 2014–2017 годы. Уникально это исследование тем, что об отношениях с государством и партнёрами, а также о проблемах, с которыми ежедневно сталкивается малый и средний бизнес, рассказали сами участники этого сектора российской экономики.
Частые изменения в законодательстве, по мнению респондентов, скорее вносят больше сумятицы, чем реально решают проблемы предпринимателей.
Тема налогов и штрафов оказалась самой популярной. Больше всего респонденты боятся попасть под излишнее внимание налоговой, особенно те из них, кто «покрупнее». Поэтому нередко дробят бизнес или делают его перерегистрацию в других регионах.
«Достиг 300 млн оборота? Переоформляй компанию в другой регион», – посоветовал владелец компании по аренде коммерческой недвижимости из Волгограда.
Несмотря на усилия государства, до сих пор многие компании и даже целые сферы деятельности продолжают работать с «чёрным налом», отмечается в исследовании. И здесь свои причины: желание уйти от налогов, исторически сложившиеся правила ведения предпринимательской деятельности, ставящие «белые» компании в заведомо невыгодные условия. Наиболее высока доля «черного нала» в сфере строительства. Такую же ситуацию в бизнесе отмечали владельцы оптовых фруктовых баз и овощей. Но если говорить об общей тенденции, то многие респонденты отмечали снижение доли чёрной наличности в их сферах.
Важно отметить и проблему с поиском персонала, которую испытывает практически весь малый бизнес. И здесь порой находятся весьма необычные решения. Так, бизнесмен из Рязани пользовался услугами колоний строгого режима, а в Чебоксарах работников искали среди студентов юридических ВУЗов.
Предприниматели также рассказали, как обходят требование Налоговой по минимальному размеру зарплаты сотрудников: «Мы соблюдаем предписания ФНС, доводим зарплаты до требуемого размера, но людей берём только на полставки», пояснил один из респондентов. Некоторые посчитали, что ставки по зарплатным налогам неоправданно высоки. Например, об этом рассказал владелец транспортной компании из Волгограда.
«В среднем, официальная зарплата в нашей компании 15 тыс. рублей, а минимальная в Волгограде 12 тыс. рублей, – объяснил предприниматель. – С неё я плачу 7 тыс. рублей государству. Куда уходят эти деньги? Куда уходят пенсионные начисления? Если снизят налоги, то смогу поднять зарплаты водителям напрямую».
При этом многие бизнесмены отмечали, что хотят работать по «белым» схемам. Для этого, по их словам, государство должно поставить всех игроков рынка в равные условия. Иначе бизнесу невозможно выдержать соперничество с «чёрными» конкурентами.
Малый бизнес имеет и другие недостатки, среди которых наиболее значимыми является низкий уровень первоначального капитала и нехватка финансирования. В свою очередь это формируется в проблему, связанную с высокими процентными ставками на услуги кредитования малого бизнеса по сравнению с крупным или средним бизнесом. Опираясь на опыт экономически развитых стран, можно сделать вывод, что успешное развитие малого бизнеса может происходить только в условиях стабильной, всесторонней государственной поддержки. Стабильной, в данном случае, стоит выделить отдельно.
На долю малого и среднего бизнеса в объеме ВВП в нашей стране сегодня приходится порядка 20%, что в три раза ниже аналогичного показателя стран Евросоюза, США и даже ряда стран Азии. В экономически развитых странах этот показатель только по малому бизнесу достигает 50%. Поддержка некрупных предприятий считается стратегически важной задачей для развития экономики этих стран. Более того, в странах, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития малое и среднее предпринимательство играет ключевую роль, представляя все бизнес-сообщество. Во всех странах доминируют микропредприятия, насчитывая от 70 до 90% от числа всех предприятий.
Результативность же малого бизнеса в России сегодня остается довольно низкой. Данный разрыв можно объяснить историческими факторами: в России процесс формирования малого бизнеса начался в конце 80-х годов прошлого столетия, тогда как в Европе в современном виде он прошел значительно раньше.
Несмотря на то, что в последние 10 лет в России наблюдается некоторый рост числа субъектов малого предпринимательства, этот рост сопровождается отсутствием изменений качественного состава в различных отраслях экономики. Так, в докладе Минэкономразвития от 31 января 2018 года говорится, что создаваемые предприятия в России лишь частично выполняют свою социальную функцию: 73% предпринимателей планируют создать лишь несколько рабочих мест, только 6% планируют создать 19 и более рабочих мест. Предприниматели не строят планов по выходу на новые рынки, по международной экспансии, то есть не предполагают расширение и рост бизнеса. Предпринимательство в России в большей степени ориентировано на поддержание приемлемого уровня дохода собственников, чем на создание новых рабочих мест, рыночную экспансию и инновационное развитие, отмечается в докладе.
Несмотря на имеющиеся сложности, согласно данным Минэкономразвития, в последние годы Россия, тем не менее, значительно усилила свои позиции в рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса», поднявшись с 124-го до 40-го места.
В 2016 г. утвержден документ стратегического планирования на долгосрочную перспективу – Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, которая предусматривает рост значений основных показателей сектора МСП (оборот малых и средних предприятий, производительность труда, доля занятого населения в секторе МСП) в 2 – 2,5 раза. Как отмечается в документе, с 2016 по 2018 год происходит обновление всех инструментов господдержки малого и среднего предпринимательства. Начиная со следующего года, это должно обеспечить устойчивую динамику развития МПС и стимулировать создание новых рыночных ниш. А в конечном итоге, ближе к 2030 году, обеспечить лидерство в отдельных сферах предпринимательской деятельности на мировом уровне.
Однако существующая сегодня практика «не решать проблему, а ужесточать наказание», применяемая правительством и законодателями по отношению к субъектам малого предпринимательства, может привести к тому, что все благие намерения стратегии так и останутся на бумаге.
Марина Мароховская