Приморский бизнес оказался на «высоком старте» перемен
Фото: freepik
04 декабря 2025 22:10:00
С 1 января 2026 года в России вступают в силу масштабные изменения в налоговом законодательстве, которые затронут как бизнес, так и граждан. Основные поправки направлены на повышение налоговой нагрузки, ужесточение контроля и корректировку льгот. Приморские предприниматели остерегаются нововведений и предпринимают меры по защите бизнеса
Новое налогообложение рассматривается как угроза бизнесу из-за недостаточной информированности предпринимателей.
Что меняется с нового года в налоговом законодательстве?
«С 1 января 2026 года в России планируется отменить действующую льготу по НДС для операций эквайринга, процессинга и сервисных услуг по передаче и обработке данных между участниками расчетов. Вместо нулевой ставки вводится 22%-ная — одно из самых высоких значений в мировой практике. Это решение, призванное пополнить бюджет, на деле грозит серьёзными социальными и экономическими последствиями, особенно для малого и среднего предпринимательства, а также потребителей», — рассказала член Общественной палаты Приморского края Марина Семенова.
«28 ноября 2025 года президентом России подписан Федеральный закон №425-ФЗ с изменениями в Налоговый кодекс. Новые правила вводят поэтапно — первые начнут действовать уже с 1 января 2026 года. Ключевые изменения, которые стоит ждать компаниям и ИП: лимит освобождения от НДС для УСН снизили до 20 млн рублей в 2026 году, порог дохода для ПСН также снизили до 20 млн рублей в 2026 году, основную ставку НДС увеличили до 22%. Другие ставки НДС остаются без изменений», — пояснила учредитель Коллегии адвокатов «Колесников, Белоусова ГРУПП» Ольга Белоусова.
«Отменили льготные ставки страховых взносов для большинства МСП. Теперь им нужно платить не 15, а 30%. В 2025 году лимит освобождения от НДС на УСН составлял 60 млн рублей. Теперь его будут постепенно снижать: в 2026 году — 20 млн в год; в 2027 году — 15 млн в год, в 2028 году — 10 млн в год», — рассказала юрист.
Почему предпринимателям с российской окраины будет сложнее?
Особенность Приморского края и всего Дальнего Востока заключается в большой территории при малой численности населения. Дальневосточники отличаются большой мобильностью. Рабочие покидают край временно, разъезжая по «вахтам». Одновременно существует миграция сельских жителей в крупные города.
Не секрет, что отток населения Приморья в центральные регионы не прекращается. На Дальнем Востоке сохраняются самые высокие в стране тарифы на электроэнергию. Уровень газификации регионов Дальнего Востока в три раза ниже среднероссийского уровня, а розничная цена 1000 кубометров газа в этом году составляет 9469,72 руб. Стоимость квартир соперничает со столичной. Продукты и предметы первой необходимости стоят дороже, чем в среднем по России. Стоимость досуга и отдыха высокая.
Жителей Приморья отличает низкая покупательная способность.
«В нашем маленьком городе Арсеньеве масса дискаунтеров обслуживают большую часть покупателей. Покупательская способность низкая, до сих пор даем продукты в долг», — рассказала владелица небольшого магазина Елена Карабут.
Жители Второй Речки г. Владивостока с сожалением вспоминают о магазинах, торговых павильонах и бутиках в районе Парка Победы. Любимый семьями горожан и приезжих, знаменитый детский парк аттракционов «Фантазия» больше не существует — строится жилой комплекс. Сотни людей остались без работы.
В городе Арсеньеве масса пустующих нежилых помещений, в которых когда-то были магазины. Елена Карабут рассуждает: «Соседи закрыли магазин. Сейчас мы думаем о том, что и нам придется. Жаль, что помещение будет стоить дешевле, чем городская квартира».
Анализируя количество компаний-банкротов, адвокат Ольга Белоусова отметила: «Компании-импортеры еще с 2022 года находятся в состоянии постоянной турбулентности. Санкции и контранкционные меры, запреты и пошлины приводят импортеров к ежедневным поискам новых путей и способов сохранения своей деятельности».
Кому новые законы по налогам могут стоить дорого?
Член Общественной палаты Приморского края Марина Семенова назвала, кто пострадает в первую очередь: «Главные «платёжеспособные» жертвы нововведения — ритейлеры, особенно малые магазины, кафе, аптеки и точки общественного питания, где доля безналичных платежей уже превышает 70%. Банки и процессинговые компании, не имея возможности компенсировать рост издержек через вычеты, передадут нагрузку в тарифы. По оценкам Сбербанка, совокупная дополнительная налоговая нагрузка на рынок составит около 200 млрд рублей в год».
Руководитель ГК «Акватория Девелопмент» Алексей Безгодков считает, что новое налоговое законодательство не коснется застройщиков «в лоб»: «Застройщики не платят НДС при реализации жилья. Продажа квартир осуществляется по договорам долевого участия. Строительство жилой недвижимости осуществляется на деньги дольщиков, мы выступаем как управляющая компания, руководящая деньгами дольщиков. Пострадают строительные компании. Их проблемы затронут нас».
Спад в строительной сфере наблюдается, даже без государственного экономического давления, заметила Ольга Белоусова, учредитель Коллегии адвокатов «Колесников, Белоусова ГРУПП»: «Лидерами» по прекращению деятельности остаются строительные компании. «Строители» страдают в первую очередь из-за падения спроса, кредитов и колоссального количества судебных споров, связанных с защитой прав потребителей. К сведению, потребитель при возникновении судебного спора о защите прав потребителей может получить примерно в 3 раза больше той суммы, которую он заплатил по договору. А когда речь идет о таком дорогостоящем имуществе, как квартира или дом, то даже один проигранный судебный спор может привести к полной гибели компании».
«Основная часть прибыли строительной компании складывается из оказания услуг. Услуга всегда подразумевает труд человека, и налоговая нагрузка в данной отрасли большая. Работники строительной компании получают заработную плату. Работодатель платит 13% НДФЛ, 36% отчисления социальных выплат, 22% НДС. 70% с каждого выплаченного работнику рубля компания должна заплатить государству. Это бьет по себестоимости строительных услуг и увеличивает стоимость квадратного метра жилплощади», — резюмировал Алексей Безгодков.
Какие последствия могут быть?
При превышении лимита, установленных новым законом, компания или ИП автоматически становятся плательщиком НДС со следующего календарного месяца. Если общий доход за 2025 год был выше 20 млн рублей, обязанность платить НДС появляется уже с 1 января 2026 года.
«Бизнес на упрощённой системе налогообложения (УСН), составляющий основу российского МСП, не имеет права на вычет НДС — соответственно, он вынужден будет повысить цены. В условиях уже ослабленной покупательской способности населения это может привести к дальнейшему спаду спроса и даже к массовому уходу предпринимателей в «серую» или наличную зону расчётов, вопреки государственной политике цифровизации экономики», — предполагает Марина Семенова.
Микробизнес должен будет увеличить цены, отпугивающие покупателей. Елена Карабут, бизнесмен с 12–летним стажем ИП рассказала, что покупателям не выгодно ходить в маленькие придомовые магазинчики.
«Нам сейчас поставщики поднимут цены, мы поднимем цены, потому что надо высокий налог платить», — говорит предприниматель.
«Рост тарифов на эквайринг и процессинг ожидается в диапазоне 18–22%. В секторах с высокой зависимостью от безналичных платежей это может вызвать рост розничных цен на 1–3%. В сочетании с другими факторами инфляции: ростом тарифов ЖКХ, транспортными расходами и логистикой, подобное удорожание окажет давление на самые уязвимые слои населения: пенсионеров, многодетные семьи, получателей социальных выплат», — отметила Марина Семенова.
Изменения затронут любою компанию, которая свою деятельность строит не на перепродаже товаров, а оказании услуг.
«Я предполагаю, что те 100 тыс. компаний, которые были зарегистрированы в 2025 году, закроются, либо перестанут вести какую-либо деятельность. Появится 200-300 новых. Это единственная возможность выживания для предпринимателей», — считает руководитель ГК «Акватория Девелопмент».
Естественно «дробление бизнеса» является нарушением закона, но другие варианты выжить большинству предпринимателей не видны.
«Схемы с несколькими ИП или компаниями, формально разделёнными между супругами или родственниками, теперь в зоне еще более повышенного риска. Если целью ведения таким способом бизнеса является только (или преимущественно) получение налоговой выгоды и сохранение льгот, то ФНС объединит выручку, увеличит налоги. В самых серьезных случаях возможно привлечение и к уголовной ответственности», — предупреждает адвокат Ольга Белоусова.
Приморскому бизнесу готовы подсказать, как не получить «полный пакет» по налогам.
Предприниматели в 2025 году надеялись на патент, на упрощенную систему налогообложения, строили свои бизнес-планы. Теперь бизнес на «высоком старте». Вопрос: «Куда стартует?». Информации о нововведениях владельцы микробизнеса в маленьких городах и сельской местности своевременно не получают: нет рядом поддерживающих организаций. Пользуются «сарафанным радио».
О мерах господдержки рассказала член Общественной палаты Приморского края, заместитель председателя комиссии по содействию экономическому развитию Марина Семенова:
«Несмотря на ужесточение налогового режима, государство сохраняет ряд инструментов поддержки предпринимателей: гранты и субсидии — до 500 тыс. рублей (в отдельных регионах — до 1 млн), особенно для социального и молодёжного предпринимательства; льготное кредитование — по ставке «ключевая плюс 2,75–3,5%» на инвестиции и оборот; снижение порога обязательной уплаты НДС — с 60 млн до 10 млн рублей годового дохода, что даст дополнительное время для адаптации; налоговые каникулы для начинающих предпринимателей и субъектов на специальных режимах; консультационная поддержка по оптимизации налоговой нагрузки и переходу на более эффективные режимы учёта. Кроме того, ведутся переговоры о возможном снижении интерчейндж-комиссий для социально значимых отраслей — образования, здравоохранения, ЖКХ».
Законодатель оставил для бизнеса «окно возможностей», — поделилась учредитель Коллегии адвокатов «Колесников, Белоусова ГРУПП» Ольга Белоусова. — Это так называемая «автоупрощенка». На АУСН лимит выручки остаётся 60 млн, там нет НДС. Ставки выше, чем на УСН, — 8% и 20% вместо 6% и 15%, и сотрудников должно быть не больше пяти. Налог считают банк и ФНС, отчётности минимум. Обязательное условие — регистрация бизнеса в регионе, где действует режим: в 2026 году автоупрощёнка работает почти по всей стране, список есть на сайте ФНС. Чтобы применять её с 1 января 2026 года, уведомление нужно подать до 31 декабря». Юрист предупредила: «АУСН действует пока только в качестве эксперимента до конца 2027 года. Если режим не продлят, бизнес вернётся на УСН. Некоторые компании могут перейти на УСН (доходы) — 1%. Для этого достаточно состоять в реестре МСП и получить статус социального предприятия. Социальное предприятие – это коммерческая организация или ИП, решающая социальные задачи (например, трудоустройство инвалидов, помощь пожилым, развитие образования, спорта, культуры).
Второй способ получить льготную налоговую ставку — осуществлять деятельность по определенным видам ОКВЭД (62 — «Разработка компьютерного программного обеспечения, консультационные услуги в этой области и другие сопутствующие услуги»; 63.1 — «Деятельность в области обработки данных, предоставление услуг по размещению информации и связанная с этим деятельность»; 14 — «Производство одежды»; 74.1 — «Деятельность, специализированная в области дизайна»; 95.29.1 — «Ремонт одежды и текстильных изделий»)», — заключила адвокат.
Людмила Щуковская

