Путин потребовал разогнать российскую экономику, но без раскачивания лодки

Фото: © пресс-служба президента России

26 августа 2019 21:47:50

5710

Покуда рост российской экономики все сильнее стремится к нулю, президент РФ Владимир Путин счел необходимым достичь устойчивого и живительного роста, чтобы вывести страну из грозящего ей застоя. Такую задачу он поставил на совещании по экономическим вопросам. Эксперты ВШЭ считают, что рецессия в экономике России возможна уже в 2019 году, а глава Минэкономразвития Максим Орешкин – что спад начнется не позднее 2021 года

Пока экономисты МВФ и даже ЦБ неумолимо ухудшают прогноз роста ВВП России, президент, похоже, живет в своей реальности. Путин назвал ожидаемые 1,5% роста ВВП по итогам года «положительными темпами», при том, что эксперты называют подобную динамику лишь близкой к статистической погрешности. То есть имеется рост или нет, статистическая наука в таких случаях ответить затрудняется.

«Безусловно, однако динамика в целом нас удовлетворить не может. Необходимо сделать так, чтобы экономический рост был более устойчивым и более динамичным», – сказал Путин.

В этой связи он призвал участников совещания обсудить необходимые меры для интенсификации роста экономики.

Глава государства заявил, что обеспокоен медленным ростом реальных доходов населения.

«Но даже на этом фоне и с учетом увеличения зарплат в экономике реальные доходы людей растут медленно. Такое положение дел не может не вызывать беспокойства», – сказал российский лидер, открывая совещание по экономическим вопросам.

Беспокойство вызывает даже не это, а то, что президент, как видно, не в курсе, что реальные доходы граждан, согласно официальным выкладкам Росстата, вовсе не «растут медленно», а уже шестой год подряд неуклонно падают.

Путин предложил участникам совещания высказать свои соображения о том, какие конкретные шаги необходимо предпринять для повышения доходов граждан и в целом придания более устойчивой динамики роста экономики. Во встрече приняли участие руководитель администрации президента Антон Вайно, помощник президента Андрей Белоусов, первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов, министр экономического развития Максим Орешкин, председатель Центрального банка Эльвира Набиуллина.

Почему, хотя разговоры о необходимости раскочегарить экономику длятся уже не первый год, реальных результатов так пока и не достигнуто, и есть ли надежды, что это произойдет в дальнейшем? Складывается впечатление, что жвачка про разгон экономики будет продолжаться вечно, в то время как никаких реальных сдвигов, структурных реформ (в частности с целью диверсифицировать экономику) не происходит. Можно ли сказать, что если продвигать экономику вперед будут такими же темпами и мерами, то в итоге она вовсе зайдет в тупик застоя? По крайней мере, в правительстве не видно ни одного деятеля, который подобно Столыпину мог бы взять на себя ответственность и начать преобразования. Власти больше нацелены на сохранение нынешнего положения ради стабильности, вместо того чтобы пойти на риск преобразований путиномики ради прогресса.

«При сложившейся в стране конфигурации власти кроме самого президента не может быть второго человека, который мог бы взять на себя ответственность и начать преобразования. Для этого нужно чтобы он сам выдвинул и поддержал такого человека и утвердил программу преобразований. До 2008 года страна развивалась во многом инерцией продолжающихся экономических реформ, заложенных еще в конце 90-х. Восстановление экономики после дефолта и дальнейший ее рост привлекали приток новых капиталов извне и обеспечивались этим притоком, а также инициативой предприимчивых людей. Но начиная с 2008 года, в том числе под угрозой мирового экономического кризиса, страна вышла на курс, направленный на усиление устойчивости экономики и невосприимчивости ее к внешним шокам. В условиях санкций этот курс только усиливается, «подмораживая» и общество, и экономику. Сейчас она устойчива как никогда и к экономическим санкциям, и к ценовой конъюнктуре сырьевых рынков – бульдозером не сдвинешь. Но с ростом устойчивости экономика неизбежно растеряла и динамику. Задача заведомо трудна – как придать импульс экономике, не меняя при этом сложившегося порядка вещей. Попытка любого резкого изменения, угрожающего стабильности, встретит противодействие влиятельных групп политической и экономической элиты, которые увидят в этом угрозу своим интересам. До тех пор пока это так, и пока ресурсов и запасов страны хватает для сохранения статуса-кво, власть может ограничиваться самыми общими призывами и утверждением разработанных в недрах министерств формальных проектов, а также выделением бюджетных средств на их финансирование. Сдерживанием инфляции, в том числе ограничением роста доходов, и точечным вливанием денег в отдельные сектора можно некоторое время обеспечивать умеренный рост формальных показателей. Однако этого недостаточно, чтобы люди и бизнес почувствовали позитивную перспективу, к которой движется страна, а без этого сложно мобилизовать движущие силы какими-либо благими призывами», – сказал «Гражданским силам.ру» Алексей Калачев, эксперт-аналитик АО «ФИНАМ».

«Государство находится в экономическом тупике, и основная причина возникшего беспокойства российских властей основывается на том, что среди россиян растет всеобщее недовольство. И в этом случае, если предположение верное, то не менее логичным становятся и озвученные проблемы, а именно низкие темпы или отсутствие роста реальных доходов россиян. В связи с чем важно отметить, что в нашей стране сложилась уникальная экономическая система, в которой есть два отдельных контура: это крупный бизнес, который, по сути своей, и обеспечивает хотя бы какой-то экономический рост и другие показатели, где ситуация в целом только ухудшается. Тут и возникает глобальная проблема, которую либо не видят, либо сознательно обходят стороной российские власти. Напрашивается простой вывод: государство стимулирует экономический рост через крупный бизнес, а он замкнут сам в себе, и до простых граждан это стимулирование, по сути, не доходит. Поэтому если новые меры, о которых сказал на совещании президент Путин, будут в той же парадигме и с той же логикой, то ждать улучшения гражданам, полагаю, не стоит», – поделился своим мнением с «Гражданскими силами.ру» Антон Быков, главный аналитик ЦАФТ (Центр аналитики и финансовых технологий).

Сергей Путилов
Теги: экономика, Владимир Путин