Российские бизнесмены мечтают о «диких» девяностых

https://finance.rambler.ru

30 ноября 2019 13:21:44

1926

Представители российского бизнеса заявили, что в 90-е годы вести своё дело было гораздо легче, чем сейчас

Как сообщает РБК, более половины опрошенных предпринимателей заявили, что не прочь вернуться в «лихие времена». Издание опубликовало результаты исследования, которое провели эксперты компании PwC в России совместно со специалистами аналитического центра НАФИ. Согласно опросу, проведенному среди представителей молодого поколения российских бизнесменов (1980–1991 годов рождения), 55% предпринимателей пришли к выводу, что по сравнению с девяностыми годами сегодня вести своё дело стало труднее. С ними согласились 39% их старших коллег (1957–1963 годов рождения).

Предприниматели объясняют своё желание сегодняшними административными барьерами в ведении бизнеса, слишком высокими налогами, ограничивающими законами и отсутствием поддержки со стороны государства. При этом 42% коммерсантов, которые возвращения «90-х» не приемлют, отметили, что сегодня схемы ведения дел стали более прозрачными, также исчез криминал и расширились общие возможности бизнесменов.

После господствовавшего на протяжении десятилетий в Советском Союзе тотального дефицита, расцвет предпринимательской инициативы в конце восьмидесятых — начале девяностых напоминал настоящий взрыв. Повсеместно открывались кооперативы (по пошиву одежды в частности), рынки ломились от товаров, привезенных челноками из Китая и Турции, все — от учителей до инженеров и ученых поголовно кинулись «зашибать деньгу». Почему сейчас пришло время разочарования и пессимизма? Власти много говорят о поддержке бизнеса, но улучшения ситуации в сфере малого и среднего предпринимательства не прослеживается. 

Сравним это с картиной, наблюдавшейся в эпоху перехода от плановой советской экономики к капитализму. Постановление Совмина СССР от 8 августа 1990 года «О мерах по созданию и развитию малых предприятий» дало зеленый свет для перепрофилирования полусоциалистических кооперативов в полноценные коммерческие структуры. Упрощается их регистрация, предусматривается ряд налоговых льгот. И хотя официально налоги были высоки (28% НДС, 35% налог на прибыль), но как говорится, тяжесть российский законов смягчается необязательностью их исполнения. Полноценный контроль со стороны государства был еще не налажен, зато предпринимателям приходилось делиться доходами с криминальной «крышей». 

О стиле коммерческой деятельности той поры рассказала «Гражданским силам.ру» Ирина Волынцева, «челночившая» в девяностые годы: «Зарплаты в госсекторе тогда стали микроскопическими, случались задержки выплат. В нашем военном поселке с работой было сложно. Но зато поблизости находился военный аэродром. Я работала преподавателем в музыкальной школе, но когда денег стало не хватать, уволилась и занялась перевозкой ширпотреба из Турции. Летать можно было бесплатно: коммерциализация (если это можно так назвать) коснулась даже военных. Тем более всегда можно было договориться со знакомыми: поселок маленький, все летчики друг друга знают, дружат семьями. На огромных военно-транспортных самолетах Ил-76 жены военных летали в Турцию, Китай. Обратно самолеты возвращались набитые доверху баулами с дефицитным в тогдашней России товаром: спортивными костюмами, шубами, кроссовками, импортными сигаретами. Разумеется, никаких таможенных пошлин мы не платили. Прямо с летного поля через лесок к дыре в бетонном заборе вела «народная тропа», по которой челноки тащили свои тяжелые баулы. Понятно, что в России все эти вещи стоили уже на порядок дороже, и это давало возможность многим хорошо зарабатывать на рынке, открывать свои магазинчики».

О взрывном росте малых предприятий можно судить по таким показателям: если в 1992 году на всю страну насчитывалось всего 560 тыс. малых предприятий, то уже через два года их количество перевалило за 896,6 тысяч. Легко сравнить это с современной ситуацией, когда в стране ежегодно закрывается десятки тысяч малых компаний и бизнес лишь сокращается.

«С одной стороны, в 90-е бизнес вести было проще из-за отсутствия тотального контроля, некомпетентности чиновников по целому ряду коммерческих и фискальных вопросов, низких ставок на арендуемые площади и отсутствия крупных игроков появившихся позже. С другой стороны, это был дикий рынок с весьма примитивным сервисом и в основной массе невысоким качеством товаров. А если к этому букету добавить вольготно себя чувствующие преступные группировки, которым платили дань подавляющее число новоиспеченных предпринимателей, то благоприятными для ведения бизнеса 90-е не назовешь. Что же касается разочарования и пессимизма которые испытывает малый и средний бизнес в настоящий момент, то в основном и это связано с усилившейся конкуренцией, более высокими налогами и сборами, а также значительно выросшим порогом входа в то или иное дело, ну и, конечно, сильно упавшей за последние годы покупательской способности населения», — сказал «Гражданским силам.ру» Сергей Дроздов, аналитик ГК «Финам».

Сергей Путилов
Теги: российский бизнес, ностальгия, девяностые, опрос