Россия отказалась от разработки тяжелого беспилотника

Фото: Минобороны РФ

10 октября 2018 10:52:51

8092

Минобороны решило прекратить разработку крупнейшего беспилотного летательного аппарата (БЛА) «Альтаир» на базе казанского ОКБ им. М.П. Симонова после того, как проект уже поглотил 3 млрд. рублей.

Об этом «Ведомостям» сообщил источник в военном ведомстве. Эксперты отмечают, что Россия оказалась не готова к подобным высокотехнологичным вызовам не только в силу своей отсталости, но и из-за отсутствия надлежащего контроля за расходованием бюджетных средств в оборонной сфере. Конкурс на разработку беспилотника класса HALE (большой высоты и продолжительности полета) казанское ОКБ выиграло еще  семь лет назад. Но хотя на реализацию «прорывного» для России проекта ушли миллиарды, воз и ныне там.

Скандал, разразившийся вокруг первого российского тяжелого беспилотника, показывает, что у разработчиков не хватает технологий и шурупов в голове, для того чтобы конкурировать с зарубежными аналогами. Не секрет, что Россия уже на годы отстала в создании беспилотного воздушного флота, уступая даже таким странам, как Иран и Китай. О том, насколько бесхозяйственно расходуются средства, изъятые из карманов налогоплательщиков, можно судить хотя бы по заявлению исполняющего обязанности заместителя министра обороны РФ Юрия Борисова, который буквально в мае помпезно заявил, что работы над тяжелым беспилотником, способным нести до двух тонн боевой нагрузки, завершатся в течение года. При этом еще в прошлом году стало известно, что ОКБ им. Симонова испытывает недостаток финансирования для продолжения работ. Беспилотник поднялся в воздух, но на том все и закончилось. Правительство Татарстана снова принялось тянуть деньги из военного ведомства, оценив потребность в новых инвестициях в 2 млрд рублей.

Однако эксперты полагают, что одними деньгами обеспечить прорыв России в области беспилотной авиации едва ли получится, особенно учитывая нынешнюю неэффективную схему управления «оборонкой» и распределение казенных ресурсов в ней. Достаточно сказать, что в апреле 2018 года глава ОКБ им. Симонова Гомзин был заключен под стражу. В пресс-службе Советского районного суда Казани «Интерфаксу» сообщили, что Гомзин обвиняется по ч. 7 ст. 159 УК РФ (Мошенничество в особо крупном размере, сопряженное с преднамеренным неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности, если это деяние повлекло причинение значительного ущерба), ч. 2 ст. 201 УК РФ (Злоупотребление полномочиями, повлекшее тяжкие последствия) и ч. 2 ст. 285.1 УК РФ (Нецелевое расходование бюджетных средств).

«Фиаско с первым российским тяжелым беспилотником объясняется изначально ошибочной оценкой расходов на проект, при завышенных надеждах на возможности отечественной промышленности. Даже деньгами сейчас не решить всех проблем, порожденных длительным пренебрежением таким направлением, как беспилотная авиация. То, что сейчас наблюдается, можно назвать штурмовщиной, со всеми вытекающими последствиями – «разборками полетов» и вероятной передачей проекта другому исполнителю», – сказал «Гражданским силам.ру» эксперт в области беспилотных систем Денис Федутинов.

Примечательно, что не так давно американский аналитик Самуэль Бендетт из CNA (Center for Naval Analyses) в интервью Breaking Defense отметил, что российские разработки военных беспилотных летательных аппаратов на годы отстают от аналогичных зарубежных разработок. По мнению Бендетта, в разработке беспилотных систем россияне плетутся в хвосте «китайцев, иранцев и турок», не говоря уже о США, чьи беспилотники способны преодолевать расстояния между континентами. Тогда же американский эксперт предостерег, что разработка первого российского тяжелого беспилотника отстает от графика и не укладывается в бюджет, в результате чего создание изделия может быть отложено.

Сергей Путилов
Теги: тяжелый беспилотник, БЛА, Альтаир, Минобороны