Россия увековечивает свой статус «сырьевого придатка»

Фото: nabat.news

20 июня 2019 01:59:19

3803

Несырьевая промышленность России вернулась к падению. Май аукнулся новым ухудшением ситуации в промышленном секторе, который страдает от сокращения внутреннего платежеспособного спроса. Экономика поддерживает слабый рост исключительно благодаря отраслям, связанным с извлечением и поставкой на экспорт сырьевых ресурсов

По итогам месяца Россия на 4,6% увеличила добычу природного газа, на 1,3% – добычу нефти и на 1,1% – обогащенного каменного и бурого угля, отчитался Росстат. В то же время не связанные с продажей углеводородов за рубеж обрабатывающие предприятия вновь скатились в рецессию: объемы выпуска в мае упали на 1% год к году.

Эксперты отмечают, что негативным фоном, сдерживающим рост промпроизводства, продолжает оставаться повышение НДС в начале года и растущие поборы с населения. Конфискуя финансовые ресурсы у бизнеса и граждан, государство лишает экономику одного из важнейших драйверов – конечного спроса на товары и услуги. Именно слабый спрос на продукцию и  зашкаливающий уровень фискальной нагрузки топ-менеджеры промпредприятий обозначили в качестве системных проблем, свидетельствует проведенный в мае опрос ВШЭ. По данным Минфина, за январь-май сборы в федеральный бюджет подскочили на 13,7% или 952 миллиарда рублей, причем главным источником дополнительных доходов стал именно ненефтегазовый сектор экономики, из которого по сравнению с прошлым годом выкачали на 708 млрд рублей или на 19% больше, чем годом ранее.

«Политика властей в России направлена не на развитие бизнеса, а на сохранение относительно стабильного уровня социальных напряжений в обществе. Именно поэтому даже при профицитном бюджете и неплохих ценах на нефть значительная часть получаемых государством средств направляется не на развитие отечественной экономики, а на формирование резервов, которые в случае ухудшения внешнеполитической и внутриэкономической ситуации могут быть использованы как «подушка безопасности». Большинство стран мира при возникновении проблем стараются снижать налоги, активизируя тем самым внутреннее производство и стимулируя внутренне потребление. Ярчайший пример – Китай, где по мере обострения отношений с США и появления рисков замедления национальной экономики правительство существенно снизило налоговую нагрузку на граждан и бизнес, зместив тем самым выпадающие объемы экспорта в США и другие страны внутренним потреблением и поддержав внутренних производителей. Даже всеми нелюбимый президент Трамп в первую очередь отметился колоссальной по масштабам налоговой реформой, что в результате привело к активизации бизнеса, росту доходов населения, снижению безработицы и потребительскому буму. Но у нас свой путь – мы не строим современную промышленность. Мы формируем резервы, чтобы тратить их потом, когда станет плохо, хотя используй мы деньги с умом, плохо бы просто не стало. Последние заявления главы Банка России Эльвиры Набиуллиной как раз свидетельствуют о том, что данная практика будет продолжаться и далее. Она отметила, что порог в 7% от ВВП, при котором в соответствии с бюджетным правилом формирование резервов должно останавливаться, а доходы направляться на инвестирование в промышленные и иные проекты внутри страны, может быть пересмотрен, а резервы надо доформировывать и далее, даже когда их объем превысит оговоренные сейчас законом 7% от ВВП. Результат очевиден: резервы, чтобы поддерживать минимально необходимый для выживания уровень жизни и избегать социальных взрывов, есть, движения вперед у экономики нет. По опубликованным накануне данным Росстата объемы промышленного производства обвалились с 4,6% до 0,9% год к году, хотя эксперты ждали снижения всего до 1,5%. И хотя на словах у правительства этот печальный факт вызывает озабоченность, уверенности, что монетарная и экономическая политика государства будет в ближайшее время пересмотрена, нет», – сказал «Гражданским силам.ру» Алексей Коренев, аналитик ГК «ФИНАМ».

«Бизнес действительно задушен властью: там, где производство могло бы набирать обороты, удерживая отпускные цены без изменений, теперь сложно это сделать, потому что налоговая нагрузка слишком высока. Там, где можно было бы создать новые рабочие места с полной занятостью, приходится ужимать штат и оптимизировать его таким образом, чтобы распределить нагрузку между имеющимися кадрами и не увольнять людей. Все это с опорой на постоянно падающий спрос вынуждает снижать как темпы производства, так и объем новых заказов. К большому сожалению, это дорога в никуда: какие-то цифры подрисовать можно, но реальности это не исправит. Нужны немедленные налоговые послабления и поддержка бюджетом», – поделилась своим мнением с «Гражданскими силами.ру» Анна Бодрова, старший аналитик «Информационно-аналитического центра «Альпари».

«Высокие процентные ставки по кредитам, постоянная инициация банкротства со стороны банков, их нежелание идти на реструктуризацию и санацию долгов предприятий – вот причины сложившейся ситуации. Парадоксально, что очередная волна банкротств предприятий совпадает с очередным отзывом банковских лицензий у региональных банков, что означает фактическое их закрытие. Это говорит о нестабильности самой банковской системы в России в целом. Недавно господин Силуанов, первый заместитель председателя правительства РФ и по совместительству министр финансов РФ, заявил, что иностранных производителей нужно уровнять в правах с отечественными – это при том, что в Евросоюзе нулевая процентная ставка, а в России 7,5%. О каком росте производства в стране может идти речь вообще? Само государство не желает вкладывать собственные деньги в собственную экономику. Недавно правительство РФ выступило против предложения направить средства ФНБ в экономику России, мотивируя это некой уязвимостью экономики. Зато с удовольствием вкладываются деньги того же ФНБ в ценные бумаги стран Евросоюза, США и в последнее время в Китай, причем доля вложения средств в экономику Китая постоянно растёт. Зато в экономике нашей «не нарушается макроэкономический баланс», как заявил замминистра финансов Владимир Колычев, при этом промышленный сектор не развивается вовсе», – отметил в беседе с «Гражданскими силами.ру» Денис Лисицын, директор департамента управления активами компании ERARIUM Group.

Сергей Путилов
Теги: Росстат, несырьевая промышленность, экономика