Скопившаяся на танкерах в океане нефть играет роль ценового стабилизатора
Фото: freepik
27 ноября 2025 15:20:00
Застрявшую на танкерах нефть начнут продавать в удобный момент
На танкерах, находящихся в открытом море по всему миру, скопилось до миллиарда баррелей нераспроданной нефти. Об этом сообщает агентство Bloomberg со ссылкой на данные Vortexa. Часть этого объёма приходится на такие страны, как Саудовская Аравия, которые увеличили добычу и не успевают реализовать накопленные запасы. Однако до 40% находящегося на судах сырья добыто в странах, находящихся под международными санкциями – России, Иране и Венесуэле. В общем объёме мировой нефтедобычи на эти государства приходится только 17%, а значит на танкерах их нефть скапливается быстрее, чем у других стран-экспортёров. Специалисты объясняют это нежеланием части покупателей связываться с подсанкционным товаром.
Кандидат экономических наук Михаил Беляев рассказал, чем ещё может быть вызвано формирование таких запасов невостребованной нефти и какими будут последствия этого явления.
«Миллиард баррелей нефти в открытом море — это немало. Но нужно учесть тот фактор, что танкеры сами по себе являются не только перевозчиками, но и выполняют функции плавучих хранилищ. К тому же, сейчас рынки лихорадит, вводятся или снимаются всевозможные санкции и пошлины. Даже временный разрыв логистических цепочек может привести к тому, что нефть «зависает» на танкерах в море, так как ее невозможно доставить в порт назначения именно сейчас. Безусловно, нефть могут выдерживать до того момента, когда ее стоимость снова поднимется. Это неприменимо к тем случаям, когда у поставщика есть определенные обязательства по срокам. Хранение тоже стоит денег, но компании могут себе это позволить — танкеры вмещают много горючего», — пояснил экономист.
По мнению Михаила Беляева, как только цена поднимется, застрявшую на танкерах нефть начнут продавать потребителям.
«К очередному снижению стоимости ресурса это не приведет, так как это постепенный процесс, «залповой» продажи все равно не случится. Напротив, эта нефть скорее играет роль ценового стабилизатора. В море сейчас могли застрять танкеры и с нашей нефтью, которых введение очередных санкций застало на маршруте. Пока они так и будут болтаться в океане до удобного варианта для продажи. У каждого груза есть хозяева и они, безусловно, ищут варианты для сбыта. Кто-то будет держать нефть до лучших времен, а кому-то окажется выгоднее продать ее по сегодняшним ценам, так как фрахт судна тоже затратное дело. Это решать владельцам грузов», — отметил Михаил Беляев.
Накануне стало известно о резком падении экспорта российской нефти в Азию. В ноябре по сравнению с октябрём поставки этого сырья, используемого в качестве компонента для производства бензина, упали в Индию на 57%, в Китай на 73%, а на Тайвань – на 79%. Такая тенденция обусловлена блокирующими санкциями, которые ввели США ввели в отношении «Роснефти» и «Лукойла». Теперь все покупатели продукции данных компаний рискуют попасть под вторичные ограничения. Аналитики S&P Global предполагают, что Индия, а также часть компаний из Китая и Тайваня могут полностью отказаться от российской нефти. В первой половине ноября экспорт сырой нефти из РФ также снизился на 28%, а отгрузки в Индию снизились на 66%. Многие индийские НПЗ полностью приостановили приём российского сырья, и сейчас РФ пытается вернуть часть покупателей при помощи рекордных скидок. Однако даже если поставки частично восстановятся, их смогут осуществлять только компании, по-прежнему не попавшие под прямые санкции США.


